Когда я пришел работать в школу в 2007 году, то общая картина работы напоминала мне 90-е годы, когда я еще сам был учеником.
Когда я ушел из школы в 2021 году, система образования была уже совершенно другой. За короткий период времени произошло столько изменений и нововведений, что можно было бы подумать о гораздо более продолжительном периоде.
Но хорошо ли это?
Скажу кратко - "Нет".
Если всё время что-то переделывать и усовершенствовать, то на выходе мы получим не усовершенствованный велосипед, а нечто сверкающее, гудящее и на пяти квадратных колесах.
Сегодня я продолжаю наблюдать со стороны, как этот процесс идет дальше. В "образование" со своими идеями не залез, наверное, только ленивый. Со стороны это вообще уже выглядит как "Потренируемся на школьниках". Чуть ли не каждый день читаешь новости на эту тему.
Стало слишком сложно, стало слишком непонятно, стало слишком насыщенно.
Я не позавидую молодым педагогам, которые приходят работать в небольшие школы, где приходится нести различные обязанности, которые необходимо распределять внутри коллектива.
Всё это можно сравнить с какой-нибудь настольной игрой.
Приходит новый игрок. Ему начинают объяснять правила. Причем правил там на тридцать страниц.
- Всё понятно?
- Вроде бы всё, - скажет новый игрок, а про себя подумает "Вообще ничего не понял, но потом разберусь".
А некогда потом разбираться. Работа это такая игра, где сразу же нужно играть по правилам.
- Да пошли вы! - скажет игрок, когда в очередной раз он сделает (или не сделает) что-нибудь такое, что предусматривалось правилами (которые вдруг изменились по ходу игры).
Наверное, именно из-за этого молодые выпускники вузов не спешат связать свою профессиональную карьеру с образовательными организациями.
Кто-то скажет про него: "Молодой, не вытерпел", кто-то ехидно заявит: "На работе надо работать и терпеть", кто-то вообще махнет рукой и буркнет: "Слабак. Далеко тебе до Макаренко".
У нас в обществе частенько любят говорить, мол, а вот раньше были какие учителя. Это в том смысле, что современные учителя до них не дотягивают.
А вот так ради интереса бы взять учителя, например, из 60-х годов, и посмотреть - смог бы он работать в современной школе. Не будем, конечно, учитывать отсутствие умений работать с современными техническими средствами. Просто было бы интересно посмотреть, как он сможет работать с коллегами, с учениками, с родителями учеников, с начальством из управления и департамента.
Неплохая идея для ТНТ или СТС - снять комедийный сериал.
Начинается всё с того, что обычный советский учитель из 60-х годов вдруг перемещается в 2024 год. Он устраивается на работу в школу и ....
И дальше начались бы его приключения в нашей современной российской школе. Навыдумывать ситуаций можно на целый сезон. А потом современный учитель отправляется в прошлое.
Возможно, кто-то смотрел комедийный сериал "Гости из прошлого". Там профессор физики из начала 80-х годов оказался в университете в нашем времени. Ему довелось провести одну лекцию у студентов. В ходе лекции выяснилось, что знаний студентов находятся не в головах, а в гаджетах.
Первый сезон мне понравился (с учетом того, что это был просто развлекательный комедийный сериал), а вот второй сезон сильно подкачал. "Исторические перемещения" больше напоминали школьные постановки со множеством анахронизмов. Но это и понятно - снять сериал про перемещения в разные времена это не поле перейти.
А зачем же так всё усложнено в нашем нынешней системе образования?
Я подозреваю, что есть какая-то тактика, которой придерживаются. Дети, конечно, получают знания, умения и навыки, но при тех ресурсах, которые сегодня имеются, при том количестве времени, которое школьники проводят в школе, мы могли бы иметь гораздо больший процент качества. Причем не бумажный, а реальный.
Только вот осталось самое малое - сделать так, чтобы непосредственные "исполнители" образовательного процесса не покинули этот самый образовательный процесс. А еще нужно озаботиться о "смене кадров".
Лично я пока не вижу каких-то положительных подвижек в этом деле. Пусть у нас педагогические университеты не испытываю недостатка в студентах, но вот какой процент выпускников педвузов потом отработает в школе (или в детском саду) более десяти лет?
Я искал статистику, не нашел. Ее, наверное, просто нет.
Многие молодые специалисты предпочтут работу репетиторами и прочими преподавателями в "школах развития", благо сегодня наступили идеальные времена для рынка оказания платных образовательных услуг.
И снова зададим риторический вопрос - "А что же делать?".
Делать нужно многое. Как минимум - не переделывать то, что уже работает и проносит необходимый результат.
- Работает - не лезь! - говорили раньше (или не говорили).
Мы все хотим хорошего будущего для нашей страны. Будущее я вижу за наукой и развитием технологий. Система образования - это фундамент для будущего. Мы не хотим, чтобы после нас был потоп . У нас есть дети, внуки, которым делать будущее страны в 21-м веке. Про это не нужно забывать.