Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Красная Шапочка, или убийственные чувства

В этой сказке все не сходится!

Жила себе маленькая девочка с мамой и бабушкой, которые без памяти любили ее. В день рождения бабушка подарила ей красную шапочку. Девочке очень понравилась шапочка, и она всюду в ней ходила. Однажды мама попросила проведать бабушку, отнести ей пирожки и горшочек с маслом. Та с радостью отправилась в путь.

Девочка в диалогах проявляет себя вполне адекватной, но то, что перед ней волк, а не бабушка, не видит. И ведь не слепая! И дорогу, и волка, и дом бабушки безошибочно нашла.

Вы скажете: это же сказка!

Волк спрашивает девочку: «Куда ты идешь?» Красная шапочка отвечает, что к бабушке и раскрывает деревню и домик, где она живет. Неужели девочка не поняла, что перед ней волк?

Но сказочный сюжет не отменяет логику событий. А если все так не логично, в чем тогда секрет популярности сказки?

Знаете, что нас цепляет вне зависимости от картинки, сюжета и даже логики?

То, что нам созвучно! Нашему сложному внутреннему миру. Нашим чувствам и переживаниям. То, что является метафорой наших жизненных обстоятельств.

И так, сказка о внутреннем мире человека. А точнее, внутреннем мире женщины. В сказке есть герои, связанные кровными узами: мама, дочь и бабушка.

Расскажу вам одну из теорий достижения гармоничного и сбалансированного состояния человека. У каждой взрослой личности есть четыре грани реализации. Так вот... для ощущения состояния, что в жизни все супер, важно, чтобы реализовались все четыре одновременно.

Если говорить про женщин, у нас-то в сказке аж три и они связаны между собой кровными узами. Первая грань: воплощение в женщине ее внутреннего ребенка. Это про естественность, наивность, непосредственность. Про желания и мечты. Про легкость! И вот она, наша главная героиня — Красная Шапочка! Чудесный ребенок, приплясывающий по жизни с широко открытыми глазами.

Вторая грань — это про женственность. Про грацию, красоту, изящество. Про изысканность и манеры. Быстренько глянем в сказку... аууу... такой грани не проявлено.

Третья — проявленность женщины в близости. Тут же море окситоцина, за которым так охотятся мужчины. И эта грань не проявлена. Даже намеком.

И финальная, четвертая грань, — она про хранительницу очага. Это про материнство, уют и погоду в доме. Про связь поколений и преемственность традиций. Здесь проявление есть. Пирожки и горшочек масла. Проведать и позаботиться о бабушке.

Если есть непроявленные грани, то внутри человека появляется напряжение. Напряжение растет и переходит в ощущение внутреннего конфликта. Нарастает раздражение, апогеем которого станет разъедающая изнутри злость. Злость на близких и обвинение их, что не дают жить полноценной жизнью. Злость на себя, что не могу заявить о своих желаниях и отстоять личные границы. Злость на весь мир за его несправедливость.

Если у человека не стоит глубинный запрет на проявление злости вовне, то получится у нас персонаж сварливой, всем недовольной тетки, которая гоняет грязным веником домочадцев. А что если тебе с детства четко показали: будешь злиться (на родителей в первую очередь), будешь ходить с недовольным лицом — мы тебя отвергнем. Нам такой капризный ребенок не нужен. «Отдадим милиционеру или в тот же магазин, где тебя и купили». Много абсурдных присказок вспоминают клиенты из своего детства. Соответственно у ребенка нет выхода кроме того, чтобы загнать своего злого серого волка поглубже в бессознательное.

Но спрятанный в глубине волк не превращается в щенка, отнюдь. Он, питаясь нашим раздражением и напряжением, растет и крепнет.

Прочитать подробный анализ сказки «Красная шапочка» вы можете в книге Елены Журек «Архетипы в зарубежных сказках» (18+) по следующим ссылкам:

«Читай-город»
Ozon
Wildberries