Рискую отзывом этим вызвать шквал тапок в свою сторону (потому что видела уже реакцию моих читателей в комментариях к статьям других авторов 😁), но все равно напишу: мне дорама понравилась.
И нет, я не буду говорить, что она гениальна, но и отправлять ее в отстой тоже не стану. Прежде всего, это необычный (не значит априори положительный, значит - нестандартный!) продукт, который встречается в дорамной линейке очень и очень редко, чем уже вызывает зрительский интерес. Затем, каст - и, предвидя возражения в духе "Если бы не они, никто даже смотреть бы не стал!", задам вопрос: а вы видели режиссера, хоть киношного, хоть театрального, который, имея целью не только высказаться, но и окупить вложенные в проект затраты, зовет к себе ноунеймов? Это вам не артхаус и не независимое кино, а глубоко коммерческий развлекательный продукт. А при учете масштаба задумки, да и вообще темы, бюджета - сильно сомневаюсь, чтобы сниматься позвали условного Васю Пупкина из актерского агентства средней руки. Так что если не Чжи Чан Ук и Ли Су Хёк, так кто-нибудь другой с именем засветился бы на афише, и люди всё равно посмотрели бы "Королеву У". И говорили бы потом - "А вот если бы не они..."
Причем - и вот тут готова спорить с оппонентами, ибо это уже не вкусовщина - все играют преотлично. Преотлично. Я очень беспокоилась, например, что Чжи Чан Ук не сможет до конца перевоплотиться в жестокого и сурового правителя, но он - смог и заставил меня поверить ему на все сто. Роль Ко Баль Ги как будто вообще писалась для Ли Су Хёка. Чон Чжон Со - безукоризненно показала сначала девчонку-пацанку, которая, повзрослев, стала главной опорой и любовью мужа, а потом - холодной королевой, под стать повелителю. Интересно (и это не ирония), зрители, которые обвиняет ее героиню в отсутствии харизмы, кого из женских персонажей считают харизматичными фигурами?
Что касается обвинений в несоответствии истории... я готова буду выслушать на эту тему только дипломированного востоковеда. Показанная эпоха настолько от нас далека что, судя по публикациям, которые мне удалось найти, ей сохранилось мало свидетельств. И напомню, задача режиссера - сделать шоу, яркое, привлекающее внимание. Опять же, мы с вами не документальный фильм смотрим. Это фикция. Фэнтези, если хотите. Так оставьте уже в покое костюмы (великолепные, кстати!), прически, бороды... Давайте тогда уж придираться и к конвейерным сагыкам - с их синтетическими ханбоками, капроновыми катами и тэсахэ на полиуретановой подошве. Я вот вместо этого хочу просто наслаждаться действием. Ну правда.
Тут позволю себе шуткануть и скажу, что сюжет дорамы мне очень напомнил путешествие Колобка: я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, Ко Баль Ги волка, не хитро уйти! После внезапной смерти сюзерена все хотят Колобка, то есть королеву У Хи, сожрать, а она всю ночь мотается по королевству в поисках нового мужа, чтобы не только усидеть на престоле, но и остаться в живых. У Хи не дает покоя ни зятьям, ни секте шаманок, ни дикарям из племени с пафосным названием Белые Тигры, ни собственной жадной до власти семейке, включая сестру, У Сун (Чон Ю Ми). Та сначала сморщила презрительно носик, когда её хотели выдать замуж за второго принца (а не наследника престола) - на что, мол, такой бесперспективняк сдался! - и радостно спихнула его У Хи, а вот зато потом, когда бывший лимитчик Ко Нам Му заделался внезапно королем, сразу в глазах Сун приобрел и лоск, и мужскую привлекательность. Та еще змея эта У Сун, короче. Я был несказанно рада, когда Хи всадила-таки в неё давно заслуженную стрелу.
Ладно, кроме шуток. Создатели взяли дошедшие до нас крупицы и завернули их в яркую обёртку, приправив динамикой. Да, не без претензий: слишком картинно воют Белые Тигры, а у главных действующих лиц словно оберег, отводящий стрелы, имеется. Да и трупы в прудах замка третьего принца должны пованивать, говорят знатоки - а по мне, это очень эффектная деталь, усиливающая ужас от маниакальной кровожадности и сумасшествия Ко Баль Ги. Условности, условности. Даже четвертый принц, Ко Ён У, условен: он единственный из братцев носит светлые цвета "невинности" - и глупости. Такой праздничный дурачок. И персонаж его утрированный. У меня, кстати, очередной зуб вырос теперь уже на кастинг-директора "Королевы У": ну почему замечательный Кан Ён Сок снова изображает бесхребетное нечто? Понимаю, что его внешность располагает к ролям мягких булочек, но...
Что доставило мне отдельное удовольствие - шахматные партии между У Хи и Ыль Па Со, гуксаном (я так поняла, это кто-то вроде премьер-министра) короля, да и вообще их отношения по сюжету. Оба умные, расчетливые, знающие себе цену. Ким Му Ёль мне понравился в роли, отличный у него получился покерфейс.
Да и Чон Чжон Со очень удачно вписалась в образ королевы. Мне импонирует то, что из нее не стали делать писаную красавицу - красавица у неё сестра. Это лишний раз подчеркивает, что Ко Нам Му выбрал её не за внешность, а за мозги и за то, что она "свой пацан". Такая жена не предаст и не продаст врагу за обещание сладкой жизни. Я вообще очень люблю подобных героинь: когда мне было двенадцать, я мечтала научиться стрелять из лука, стать такой суровой воительницей и жить в лесу))) Так что У Хи из "Королевы У" - это прям моё.
Думаю, что Чжи Чан Уку было довольно трудно играть Ко Нам Му, несмотря на то, что роли воинственных дядек в его послужном списке уже были. Надо было донести до зрителя жестокость - и одновременно яркую маскулинность, мужественность; а еще показать тщательно скрываемую на людях нежность, которую король испытывал к своей супруге. Про нежность я увидела - и поняла - только в предпоследней серии, когда в коротеньком флэшбэке нам показывают, как Нам Му с абсолютно влюбленным взглядом мальчишки сажает для У Хи ландыши во дворе дворца. Какой контраст с королем, держащим в руках окровавленный меч!
А еще не могу не сказать: Чжи Чан Ук наконец-то додал мне короля. Его Тогон в роскошной "Императрице Ки" был настоящей drama queen - королевой драмы - в самом плохом смысле этого слова. Наверное, он хорошо сыграл эту роль, но характер персонажа перекрыл для меня все плюсы, и до сих пор я Тогона на дух не перевариваю. А тут наконец-то Король!
Ли Су Хёк, сдается мне, давно хотел сыграть маньячину, и вот подвернулась удачная возможность. Но маньячину - не безумного шизика, как старший из братьев Ко, а хитроумного садиста. Он не может оспорить власть Нам Му - и отыгрывается на слабых, то есть на подданных и слугах. И потом, расправа над старшим глубоко осела в его голове - отсюда, видится мне, и все его наклонности. При этом Ко Баль Ги ни в коем случае не идиот, как первый принц (а папа-король знал этот нюанс про старшего сына и потому не дал ему занять трон), а скорее похож на большую опасную змею, которая бросится при первой возможности.
Теперь о том, из-за чего все всполошились: те самые сцены. Знаете, вот фиксация зрителей на подобном контенте в контексте дорам говорит лично мне только о том, что люди не способны - или не хотят - смотреть глубже. Ну, показали нам влажные фантазии У Сун с участием короля, ну увидели мы сцену страсти между нею и придворной шаманкой... и что? Всё, подрыв устоев, шоры на глаза, на сюжет и актерскую игру - плевать? Еще понимаю претензии русскоязычного зрителя, который идет в дорамы за светлой и чистой любовью с первым поцелуем в седьмой серии, но вот корейская аудитория?.. То есть, смотреть, как в сериалах режут друг друга или как преступники издеваются над жертвами - окнорм, а тут - сразу ко-о-коко, какой кошмар, как отвратительно, зачем нам это!.. При этом, уверена, почти все эти люди с удовольствием смотрят западное кино и не жужжат.
Так вот я к чему. Я тоже пришла в Корею за розовыми пони, но вовсе не считаю, что все спорные эпизоды в "Королеве У" - лишние и не несут смысла. Так же, как садизм Ко Баль Ги нам показывают через плавающие трупы и убийство жены, так и затуманившую разум У Сун страсть к Ко Нам Му - через ее откровенные видения (обратите внимание, что столь же откровенных сцен с участием У Хи в дораме нет - так нам дают понять, что ее любовь к королю чиста). Без всего этого был бы просто жаждущий власти принц и завистливая сестра - понятно, но важно, мне кажется, было показать саму степень одержимости и падения этих героев. Туда же и мелкие страстишки Ко Ён У, который возжелал чужую жену, но был слишком труслив и жалок, чтобы заявить об этом прямо или попытаться побороть страсть, а потому вёл себя как клоун. Да и вообще, каждый желающий сожрать королеву демонстрируется через какой-нибудь низменный порок. Такая вот театральная условность: вызвать у зрителя непременное отвращение, а не просто порицание. По-моему, задача успешно выполнена.
А еще в последней серии нам посылают однозначный сигнал: так всё это было для того, чтобы показать, что женщины - это сила, с которой нужно считаться. У Хи говорит (это не цитата, но смысл тот же): "Я больше не намерена быть шахматной фигурой в чужой игре (а хочу вести свою)" - и идет защищать личные убеждения наравне с правителями-мужчинами. Феминизм в фантазийном Когурё, так-то.
Итого: однозначно стоящий внимания сагык с необычным таймлайном, крутые актеры и актрисы. Но впечатлительным не рекомендую. Если снимут продолжение, надеюсь, оно будет как минимум не хуже, а еще покажут, куда делся четвертый принц))
Мой рейтинг: 9/10. Минус балл за Белых Тигров и уж очень явную неуязвимость королевы.
Где еще можно увидеть актеров дорамы:
Чжи Чан Ук:
Ли Су Хёк:
Кан Ён Сок: