Мощные системы подкрепления — это второй элемент основания пирамиды. Тут очень важно понять, что не учитель (взрослый) придумывает поощрение, а сам ребенок. Иногда эти стимулы могут нас пугать, казаться странными или даже вредными (например, планшет). Конечно, педагог всегда должен работать над расширением количества предметов, которые могут мотивировать ребенка, однако этот процесс весьма долгий, и пока новые предметы не стали эффективными, мы должны работать с тем, что у нас есть.
Напоминаем, что подкрепления должны быть наиболее естественны ситуации, например, если мы учим ребенка готовить печенье, то наиболее естественным подкреплением в этой ситуации будет дать печенье, после того как оно будет готово. В этом примере мы используем стратегию «подкрепляющий стимул вначале», то есть сразу даем понять ребенку, каким будет поощрение. Например, ребенок говорит, что хочет сладостей, мы ему говорим: «Сейчас сладостей нет, но мы можем их приготовить, а потом ты можешь их съесть». Таким образом, поощрением будет не планшет или возможность побегать на улице, а возможность съесть вкусное печенье.
Иногда подкрепляющий стимул бывает нужен уже в процессе выполнения задания, тогда мы можем словесно похвалить ребенка или дать возможность передохнуть, посмотреть мультики или поиграть в игрушки. В пирамидальном подходе это называется «подкрепление в ходе выполнения задания».
Очень важный вопрос, связанный с выбором подкрепляющих стимулов — выбор правильного момента для подкрепления. Все мы знаем, что поощрение должно быть непосредственно сразу после выполнения задания или усвоение цели, но тут важно понять, что чем раньше мы дадим подкрепление, тем более эффективным будет этот подкрепляющий стимул.
В идеале подкрепление должно быть дано через 0.5 секунды после выполнения.
Скорость поощрения связана еще с дифференциацией подкрепления различных действий. Мы можем поощрять или не поощрять действие, а также давать понять, какое действие для нас предпочтительнее. Чем быстрее мы даем подкрепление, тем более предпочтительнее это действие.
Сделка
Важнейший аспект в пирамидальном подходе — взаимодействие с учениками. Мы заключаем с ними «сделку». Что это значит и зачем это нужно? В процессе обучения отношения учитель — ученик чем-то похоже на работодателя — подчиненный. Когда мы устраиваемся на работу, то хотим знать, какая будет зарплата, когда можно будет брать отпуск, как оплачивается больничный и так далее. Пирамидальный подход предлагает так же относиться и к детям. Ведь обучение — это изменения поведения ради кого-то, в начале урока ребенок этого делать не может, а в конце уже может, он тратит силы и время на этот урок. Согласитесь, похоже на то, как мы с вами ходим на работу?
Мы считаем, что ученики заслуживают знать до начала занятия, какова возможная награда за старания и освоение навыков, что будет, если он не будет заниматься, когда он получит эту награду и когда он сможет отдохнуть.
Наверное, это кажется труднореализуемым на практике, но многолетний опыт показывает, что это один из самых лучших вариантов мотивации.
21 октября мы начинаем обучение «Пирамидальный подход в образовании». Вы узнаете, как мотивировать любого ученика, как справляться с нежелательным поведением, как выстроить учебные условия так, чтобы развитие и обучение ребенка было максимально эффективным.
Запись на тренинг:
▪ на сайте: https://iaba.ru/course/piramidalnyi-podhod/
▪ WhatsApp: +7 916 819-92-34
#прикладнойанализповедения #ПАП #аутизмобучение #расобучение #пирамидальныйподход #детскийаутизм #АВАкурс #АВАкурс #АВАобучение