Это город Певек на Чукотке, причем не на юге, а в самой северной ее части, выходящей к Северному Ледовитому океану.
Уверен, не каждый житель России знаком с этим названием и сможет быстро найти город Певек на карте. Более того, многие школьники затруднятся указать даже саму Чукотку, не говоря уже о Певеке. Который, кстати, является самым северным городом России.
Тем временем, на расстоянии 5558 километров от Москвы, на берегу Восточно-Сибирского моря, живут и работают около 4,5 тысяч человек, жителей Певека.
И выглядит он очень похоже, как и многие другие населенные пункты Русского Севера, а именно — удручающе. Разница в десятках северных городов и поселков и лишь в степени заброшенности и разрухи, я все это видел много раз своими глазами, колеся по стране. Певек тоже не стал исключением.
Даже в технологически продвинутом XXI веке, с электромобилями, биткоинами и искусственным интеллектом, суровый Север остаётся неизменным. То, что для большинства людей в России является повседневной нормой, на Чукотке воспринимается совсем по-другому. И наоборот, привычная для чукотской жизни реальность может привести обычного жителя и вас лично в уныние.
Как может выглядеть город, расположенный в полярных широтах, отрезанный от Большой земли, среди арктической тундры, где зима дарит 60-градусные морозы, а лето — короткое и холодное, всего на полтора-два месяца?
Красноречивее всего на этот вопрос отвечают фото.
До 30-х годов прошлого века представить здесь постоянное поселение было почти невозможно, не говоря уже о целом городе. В этой бескрайней тундре обитали лишь кочующие чукчи со своими стадами оленей, медведи, волки и песцы.
Однако всё изменилось с появлением Дальстроя, который, благодаря неиссякаемому потоку заключённых, имел практически "неограниченные возможности". В 1933 году на месте нынешнего Певека появилось первое постоянное поселение на Чукотке.
Сначала в Певеке появились деревянные бараки, обнесённые колючей проволокой, затем начали строить дома, больницу, школу — целый район. Позже в тундре обнаружили залежи олова, золота, ртути и урана, и город начал стремительно расти.
Заключённых перевели в Чаунлаг, где немедленно начали добычу этих вредных для здоровья металлов, а в сам Певек стали прибывать по распределению инженеры, горнодобывающие специалисты и рабочие. Они привозили свои семьи и постепенно обживали этот суровый край.
В 50-х годах здесь построили современный морской порт, затем аэропорт, и к 1989 году население Певека достигло почти 13 тысяч человек.
Говорят, что, несмотря на суровый климат и непростые условия, до развала Союза в Певеке жилось довольно неплохо. Но всё изменилось в 90-е годы. Крах плановой экономики, рыночные реформы и другие известные всем процессы поставили северные регионы России на грань выживания.
Север попросту забыли: прекратилось финансирование и снабжение. На Чукотке это привело к закрытию шахт, рудников и предприятий, в результате чего работы не стало ни для кого. После первой зимы без тепла, работы, поставок продуктов и даже базовых товаров большинство жителей Певека покинуло город при первой же возможности, бросая всё: квартиры, имущество, автомобили.
Если присмотреться к домам на улицах Певека, можно заметить, что у одних окон целы, а другие зияют пустыми проёмами. В некоторых зданиях обитаем лишь один подъезд, тогда как остальные навсегда покинуты жильцами.
Старожилы Певека вспоминают, как люди покидали город с парой чемоданов в руках, словно в эвакуацию во время Великой Отечественной войны, оставляя в квартирах всё имущество и даже не запирая двери. Они знали, что никогда сюда не вернутся.
Долгие годы Певек существовал на грани полного запустения, буквально выживая. В домах почти не было отопления, электричество подавалось с перебоями, магазины были пусты, и работы не находилось.
С середины 2000-х годов городом начали заниматься, насколько это было возможно. Первым шагом стало расселение людей по принципу компактности. Не имело смысла отапливать целые дома ради нескольких квартир, поэтому жителей переселили в один район, выселяя их с "Косы" в "Пятый микрорайон", где находилось более новое жильё и несколько недостроенных пятиэтажек.
Сегодня на Косе почти не осталось обитаемых домов и пейзаж выглядит довольно печально.
С 2018-го брошенные дома начали сносить.
Прямо рядом с бывшими жилыми домами расположен морской порт, который в последние годы развивается довольно активно. Судя по всему, освободившиеся площади будут использованы для расширения его территории.
Основной грузопоток порта — золоторудный концентрат, который поступает с нескольких крупных месторождений, активно разрабатываемых в последние годы. Добыча продолжает расти, и порт Певека даже начал сталкиваться с нехваткой мощностей для обработки увеличивающегося объема грузов.
Местный буксирный флот. Климат, конечно, не жалеет ничего в этих местах, что очень хорошо видно по всему, на чем останавливается взгляд.
Это местная ТЭЦ до того, как в 2020-х заработала первая в России плавучая мини-АЭС. Она обогревала город практически круглый год, ведь даже летом здесь чуть ли не каждый день бывает снег. Хотя иногда теплеет даже до 15 градусов.
Асфальта под ногами в Певеке нет. Либо бетонные плиты, либо бетонная заливка.
Правда, две дороги в 2018-м в городе все же были. Тоже бетонные и появились только годом ранее!!!
Грунтовка на въезде в город просто переходит в бетонку. Тракторам сюда дальше нельзя, чтобы не раздавили и не уничтожили своими гусеницами.
Слева, кстати, тот самый 5-й микрорайон, в который переселили людей с Косы.
Выглядит он более-менее, даже не скажешь, что это тот же город, который на предыдущих фотографиях.
Этот район действительно привели в порядок, насколько это возможно.
Но пару сотен метров в сторону и ... ты снова в том же Певеке, что и раньше.
Железобетонные короба выполняют две функции: в них укладывают коммуникации - кабеля и трубы отопления, т.к. в землю их не закопать из-за вечной мерзлоты, а также они служат пешеходными дорожками. Летом, когда дожди по ним удобнее ходить, чем по чавкающей грязи, а зимой из-за теплых труб внизу, они часто без снега и не обмерзают.
Часто эти короба и вовсе выглядят как мостики над раскисающим коротким летом болотистым грунтом.
Магазин
Единственная заправка на всей северной Чукотке.
По правде говоря, Певек тогда, в 2018-м оставил в памяти очень двоякое ощущение.
Повернешь голову налево: разруха и безнадега, повернешь направо - что-то яркое, новое и надежда на лучшее.