Найти в Дзене

Хочу тебя ... "съесть"

Человеческая культура – это набор ограничений, табу. Но не будем спешить осуждать «строгое» человечество – ведь чтобы выжить на планете Земля, необходимо было с самого начала соблюдать огромное количество запретов. Благодаря этому «Homo sapiens» сумел дожить до сегодняшнего дня, став самым развитым из видов.

Одним из строжайших табу, причём с очень давних времён, является запрет на поедание человеком себе подобных – канибализм, людоедство.

Первобытная «мораль» здесь вовсе ни при чём – этого требовал банальный здравый смысл. Ведь человеческие особи очень долго вынашивают и взращивают своих детей до дееспособного возраста – и каждый человек в группе был на вес золота, в том числе и старики, которые хоть и не могли уже охотиться на диких зверей, но обладали важными для общины навыками и знаниями.

На заре своей эволюции, когда «Homo sapiens» был ближе к животным, нежели к «Адаму и Еве», и ещё не знал огня – он конечно был способен защитить себя с помощью своего тела: укусить, откусить, проглотить – это одновременно давало безопасность и утоление голода (ну а потом и дубинки с камнями в ход пошли).

В психологии понятие «агрессия» не имеет негативной окраски. Акт агрессии – это любая активность, подъём энергии, выделяемой для достижения цели. Взять своё – всегда есть акт агрессии: добиться поцелуя красавицы, съесть кусок торта, наказать врага. Сексуальный акт – также есть акт агрессии. Древнему человеку постоянно приходилось бороться с конкурентами из других человекоподобных племён, с крупными хищниками (и травоядными), а также находиться в постоянном поиске пищи. Часто «победить противника» означало одновременно и «съесть его». Поэтому эволюционно и генетически – акт агрессии в психике человека очень глубоко связан с поглощением другого (любого чужого), то есть с безопасностью и сытостью.

Шли годы, тысячелетия – и человечество создаёт культуру. Людоедство в ней – стало метафорой самой оголтелой дикости, всего антисоциального и противоестественного для человека. Правда, попутно на пути становления современной культуры человечество ещё прошло стадию, когда съесть другого – означало приобрести его свойства, причаститься его силы (острое зрение, быстрый ум, духовные добродетели), но то был всего лишь этап, временный.

И всё же, на уровне психики агрессия до сих пор очень сильно связана с поглощением чего-либо или кого-либо. Многие испытавшие сексуальную страсть помнят непреодолимое стремление к объединению с объектом страсти, слиянию с ним, желание поглотить и быть поглощённым. Страстно влюблённые долго не могут «насытиться» друг другом, они стремятся к объединению в одно целое, а половой акт лишь на время способен давать облегчение.

Акт сексуальной агрессии и аппетит – очень близки в психологическом смысле. Фразы «Так и съел бы тебя!», «Моя сладкая», «Аппетитная женщина» – недвусмысленно через культуру человеческой речи, через язык – подтверждают нам это. Поцелуи, покусывания, облизывания, ощупывания – всё это стремление к полному, абсолютному обладанию, поглощению своего объекта страсти.

Некоторые люди даже путают (либо замещают) сексуальное влечение и голод – порой вместо сексуального слияния поглощая еду (ведь она то всегда под рукой, и это проще).

А вы замечали, что страстно влюблённый человек как будто теряет аппетит, не придаёт еде большого значения и ест очень практично (меньше пустых вкусняшек, вызывающих эмоции – и больше полезного и необходимого телу)?

Человечество удалило из речи упоминания о поглощении врага, и мало кто связывает аппетит и агрессивный акт уничтожения противника (его аннигиляции), однако, если в очередной раз вам захочется съесть кусок торта на ночь – подумайте, возможно вы просто хотите набить лицо вашему начальнику, но не отваживаетесь на это. )) Потому что… тоже табу.

----------

С заботой,

Герасько Сергей, гештальт-психотерапевт, семейный психолог