Одной из самых завораживающих и притягательных для туристов достопримечательностей Твери является Морозовский городок, обязанный своим существованием Тверской Морозовской мануфактуре, с которой и началась его история.
В 1858 году на землях Жёлтиковой подмонастырской слободы, неподалеку от Рождественской мануфактуры, московскими купцами Матюшиным, Шибаевым, Залогиным, Каулиным и Брызгалиным была построена ткацкая фабрика. Часть купцов вскоре вышли из предприятия, а вместо них в дело вступили Савва Васильевич Морозов с сыном Тимофеем Саввичем, при которых фабрика превратилась в крупнейшее в России «Товарищество Тверской мануфактуры бумажных изделий».
Строительство первого корпуса мануфактуры (которое также стало первым пятиэтажным зданием в городе) - прядильной фабрики - было завершено в 1859 году, в том же году была выпущена и первая партия продукции. Развитие шло быстро: вскоре были выстроены механическая ткацкая, белильно-красильная и отделочная фабрики; основной капитал, который в 1859 году составлял 600 тысяч рублей, в 1861 году увеличился до 900 тысяч.
В 1872 году управление мануфактурой перешло в внуку Саввы Васильевича – Абраму Абрамовичу Морозову, при котором значительно расширились прядильное и ткацкое отделения. Объем производства к 1878 году увеличился втрое по сравнению с 1870 годом, и составлял 212 тысяч пудов.
Сложилось так, что еще при жизни Абрама Абрамовича мануфактурой фактически стала управлять его жена – Варвара Алексеевна Морозова, дочь известного текстильного фабриканта Хлудова. После смерти мужа в 1882 году она уже официально возглавляла правление Товарищества Тверской мануфактуры вплоть до 1892 года. При ней на территории городка было открыто множество общественных благотворительных заведений: больница, родильный приют, аптека, приют для сирот, ясли, «санатория», богадельня, убежище для хроников, дом призрения, училище, школа рукоделия, библиотека.
В 1893 году управление Товариществом взял на себя один из трех подросших сыновей Абрама и Варвары Морозовых - Иван. К тому времени Тверская мануфактура по объему производства была одной из крупнейших в России и продолжала расширяться, наращивать и модернизировать производственные мощности. Росло и количество рабочих: к 1898 году на предприятии Морозова трудились 8198 человек (для сравнения - на соседней Рождественской мануфактуре в то же время работало около 1500 человек), а к середине 1910х – около 14 тысяч человек. Всех требовалось обеспечить жильем.
В отличии от большинства прифабричных поселков, в которых в основном строили деревянные одноэтажные дома, Морозовский городок имел подчеркнуто урбанистический облик и состоял из нескольких десятков кирпичных зданий разной этажности и назначения. Многоэтажные жилые казармы для рабочих фабрики строились из собственного красного кирпича, произведенного на заводе Товарищества. На крыше одной из таких казарм в 1900 году была открыта обсерватория с телескопом и различными приборами для метеонаблюдений.
Продолжалось и строительство общественных зданий: в городке появились почтово-телеграфная станция, пожарное депо, комплекс больницы с часовней, кухней и прачечной, пекарня и различные лавки.
К 1910 году Морозовский комплекс зданий был полноценным городом внутри города. Он был окружен оградой, в которой с трех сторон были устроены охраняемые и запирающиеся на ночь ворота – северные, южные и восточные.
Над проектированием Морозовского городка в разное время трудились несколько архитекторов. Но самые красивые корпуса были возведены по проектам Владимира Константиновича Терского. Например, построенный в 1900 году Народный театр, который изначально назывался «чайная и зал для спектаклей».
О высоком техническом оснащении театра свидетельствует страховая опись, составленная в январе 1900 года:
«Строение каменное, крытое железом … с каменными карнизами, стены в 2,5 кирпича, внутри оштукатурены… Отопление паровое, освещение электрическое, полы из цементных плит, зрительный зал в два света с хорами, поддерживаемыми чугунными колоннами с деревянной оштукатуренной обшивкой, пол сосновый штучный. Сцена с трюмом и подъемником для декораций, под ней устроены уборные комнаты для артистов. Лестницы каменные, а на сцене железные… комнатные ватерклозеты и водопровод».
Пожалуй, самым известным творением Терского на территории Морозовского городка являлась казарма № 70. Она строилась с 1909 по 1913 годы и была первым пятиэтажным жилым домом в Твери, причем оставалась самым большим жилым домом в городе вплоть до 1930-х годов. До революции казарма называлась «Дом Варвары Алексеевны Морозовой», а неофициальным названием было "Париж".
Вот что об этой казарме говорится в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России»:
«…наиболее яркий и необычный памятник архитектуры всего комплекса, представляющий своеобразный вариант романтизированного модерна. Крупное вытянутое по оси восток-запад пятиэтажное здание (более чем вдвое превышающее размеры других казарм) имеет пять значительно выступающих поперечных объемов с северной стороны, и пять плоских ризалитов – с южной. Протяженные фасады здания в 43 световых оси лишены монотонности благодаря чередованию выступающих и заглубленных частей. Многие элементы фасадного декора близки или практически точно повторят те или иные мотивы, использованные в других казармах городка. Таким образом, казарма «Париж» является своеобразным «собранием» того художественного языка, который складывался в предыдущих постройках. Наиболее выразителен динамичный северный фасад, на котором композиционно акцентированы торцы выступающих крыльев. Торцы среднего и крайних объемов, в которых расположены главные входы и лестничные клетки, имеют глухие плоскости флангов, заключенные в пятиэтажные арочные ниши, в средней их части внизу помещен крупный полуциркульный проем входа, а выше – эффектные гигантские «ползучие» арочные окна лестницы (этот прием был ранее использован в казармах Рождественской мануфактуры). Торцы двух других крыльев, напротив, на флангах имеют по одному ряду окон, а в глухой средней части во всю высоту – три узкие вертикальные ниши (близкий мотив применен в казарме 119). На южном фасаде средний трёхосевой ризалит и крайние пятиосевые – наверху выделены вертикальными нишами со стрельчатыми завершениями, в которые вписаны арочные окна (такой же прием находим в казарме 188). Торцы крыльев северного фасада и южные ризалиты завершены высокими фигурными щипцами со сквозными арками в середине, боковыми «аркбутанами» и зубцами, придающими зданию «готический» силуэт. Над крышей корпуса по осям поперечных объемов и ризалитов возвышаются пять высоких фигурных башен отопительной системы.
В основе внутренней планировки – коридорная система (частично переделана при устройстве отдельных квартир). В поперечных крыльях размещались помещения общих кухонь, прачечных, уборных с умывальными.»
В парадных Парижа сохранились чугунные лестница и оригинальная расстекловка - на каждом этаже своя.
После революции Тверскую мануфактуру постигла предсказуемая участь - она была национализирована и преобразована в хлопчатобумажный комбинат. Жилые здания отделили от производственных забором. Казармы так и остались общежитием работников, (теперь уже комбината), а после распада СССР стали муниципальным общежитием. Расселили большинство из них только в 2023 году. Повезло лишь жителям казармы "Париж" - она была единственной казармой, которая подверглась реконструкции в 1970 годах, в ходе которой по несколько комнат объединили в отдельные квартиры. Сейчас она является единственным жилым домом Морозовского городка.
Дальнейшая судьба архитектурного комплекса неизвестна. По некоторым данным его хотят превратить в многофункциональное общественное пространство, сохранив оставшиеся исторические здания, но пока никаких работ на территории не проводится.