Найти тему
В Движении

Скромный пункт ПДД, за который чаще всего дают срок - правило, которое должен знать наизусть каждый водитель

Правила дорожного движения - свод законов, которые должен неукоснительно соблюдать каждый водитель. Но есть среди них один пункт, который, как хищник в засаде, подстерегает неосторожных автомобилистов и безжалостно отправляет их за решётку. Речь идёт о пункте 10.1 ПДД, который чаще всего фигурирует в уголовных делах против водителей и становится основой для их обвинения.

Ирония судьбы заключается в том, что за нарушение этого пункта даже не предусмотрено административного наказания в виде штрафа. Гаишники, словно не замечая его существования, не кошмарят водителей за его несоблюдение. Но стоит случиться беде, как этот пункт, будто по мановению волшебной палочки, появляется в обвинительных заключениях.

Формулировка пункта 10.1 настолько расплывчата и неконкретна, что создаётся впечатление, будто это всего лишь рекомендация, а не строгое правило. Неудивительно, что многие водители, отучившись в автошколе, напрочь забывают о его существовании. Ведь за него не штрафуют, на экзаменах о нём не спрашивают. Но именно требования этого пункта оказывают колоссальное влияние на то, как мы должны управлять автомобилем.

Итак, пришло время приоткрыть завесу тайны над этим таинственным пунктом 10.1. Он затаился в разделе ПДД под названием "Скорость движения" и звучит, так:

"Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил".

Вроде бы, всё понятно - но 2 часть данного правила гласит:

"При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". Здесь и таится самый коварный подвох.

На практике этот пункт работает так. Представьте, что вы едете по разбитой, как после бомбёжки, дороге. И вдруг - бац! - попадаете в ДТП. Машину занесло на скользкой "гребёнке", выкинуло на встречку или в кювет. Вы, естественно, пытаетесь оправдаться, мол, ехал не быстрее разрешённых 90 км/ч. Но пункт 10.1 безапелляционно заявляет: не важно, что ты не превысил скорость, если она не соответствовала дорожным условиям - ты виноват!

-2

И суд начинает допытываться: "А видел ли ты, водитель, в каком состоянии дорога? Заметил ли ты эту коварную колейность и предательскую "гребёнку"? Ведь она не возникла внезапно, ты ехал по этой дороге и должен был учитывать её состояние. Раз тебя выбросило с трассы - значит, скорость была неправильной. Ты нарушил пункт 10.1, даже если ехал медленнее велосипедиста.

Логика вроде бы понятна: по откровенно убитой дороге нечего лететь, как на крыльях. Но этот пункт, как двуликий Янус, имеет и обратную сторону. Критерий "скорость, соответствующая условиям движения" настолько расплывчат и субъективен, что оставляет широкий простор для манипуляций. То, что одному водителю покажется безопасной скоростью, другой сочтёт безрассудной гонкой.

Но суды неумолимы: если ты вылетел с дороги, не вписался в поворот, проскочил на красный - всё, пункт 10.1 тебя достанет. Ты неправильно выбрал скорость, не обеспечил полный контроль над автомобилем. И не важно, что ты ехал в рамках разрешённого лимита.

Статистика ГИБДД беспощадна: самое частое нарушение, приводящее к авариям с тяжкими последствиями - это даже не банальный перебор со скоростью, а именно несоответствие скорости конкретным условиям движения. При разборе серьёзных ДТП инспекторы неизменно указывают на нарушение водителем пункта 10.1. Мол, формально он не превысил, но ехал быстрее, чем позволяла ситуация.

-3

Так что, садясь за руль, не стоит слепо ориентироваться на дорожные знаки. Всегда нужно думать головой, оценивать дорожную обстановку, состояние машины, учитывать погодные условия. Скользко, туман, солнце слепит глаза - сбрасывай газ. Не можешь разглядеть знак за разросшимися кустами - притормози, будь начеку. Ведь в случае чего, суд обязательно припомнит тебе пункт 10.1.

Однако настоящая интрига таится во второй половине этого пункта, которая обязывает водителя задействовать экстренное торможение вплоть до полного прекращения движения при малейших признаках возникновения опасной ситуации. Эта норма, словно дамоклов меч, висит над головой каждого автомобилиста и особенно часто становится решающей в судебных разбирательствах, связанных со случаями наездов на пеших участников дорожного движения.

Многие водители, к сожалению, живут иллюзией, что если пешеход сам бросился под колёса, то и спрос с него. Мол, сам виноват - нечего было выскакивать на дорогу. Но не всё так просто. Момент, когда вы увидели человека на проезжей части, автоматически считается моментом обнаружения опасности. И всё, пункт 10.1 вступает в силу - тормози что есть мочи!

-4

А теперь представьте: перед вами выскочил ребёнок. Вы среагировали не мгновенно, а через пару секунд. Малыш попал под колёса, получил тяжёлые травмы. И тут назначается автотехническая экспертиза, которая скрупулёзно просчитает: а был ли у вас шанс остановиться? Выяснится, что у вас было пусть немного, но всё же больше места до ребёнка, чем требовалось для полной остановки автомобиля. Всё, ваша вина доказана! Вы не среагировали за положенную секунду - пункт 10.1 не выполнен.

И не стоит надеяться на снисхождение, оправдываясь тем, что вы отвлеклись на переключение радиостанции или на звонок по мобильному. Закон непреклонен: водитель обязан постоянно быть начеку, сохранять предельную концентрацию и быть готовым в любой момент применить экстренное торможение. Заметил малейший намёк на опасность - немедленно со всей силы жми на тормоз!

Но когда речь заходит о детях, ситуация приобретает особую сложность и остроту. Если взрослый человек считается подвергшимся опасности только в тот момент, когда он ступил на проезжую часть, то ребёнок, даже просто стоящий на обочине, уже рассматривается как источник потенциальной угрозы.

Малыши отличаются импульсивностью, непредсказуемостью поведения, они в любую секунду могут стремглав броситься через дорогу.

И тогда в случае наезда отсчёт рокового момента будет вестись не от того мгновения, когда ребёнок выскочил на дорогу, а от той секунды, когда он только появился вблизи проезжей части. Поэтому детей рядом с дорогой следует воспринимать как взведённый курок, готовый выстрелить в любой момент.

-5

При этом автотехническая экспертиза становится настоящим кошмаром для водителя, ставшего виновником трагедии. Эксперты скрупулёзно измеряют и просчитывают каждую деталь происшествия с точностью до миллиметра: с какого расстояния просматривался пешеход, насколько хорошо он был освещён, в какой точке должен был начаться тормозной путь.

И любые попытки оправдаться, мол, я на мгновение отвёл взгляд, не сразу заметил человека на дороге, будут безжалостно отметены. Был ребёнок у края проезжей части, ты его увидел, но не предпринял экстренного торможения - всё, пункт 10.1 будет вменён тебе в вину со всей неумолимостью закона.

Отдельная и очень болезненная тема - маневрирование во время аварийной ситуации. В панике многие водители инстинктивно пытаются не оттормаживаться, а объехать внезапно возникшую на пути опасность.

Условно говоря, со второстепенной дороги выныривает автомобиль, тормозить уже поздно, и вы пытаетесь увернуться от столкновения, выехав на встречную полосу. Формально пункт 10.1 не запрещает такие манёвры, он вообще говорит только про торможение. Но и не разрешает!

И вот тут начинаются юридические шахматы. Если в процессе вашего манёвра случилась авария, например, вы снесли встречную машину или въехали в столб, то всю вину повесят на вас. Ведь пункт 10.1 обязывает вас тормозить, а не объезжать. И даже если вы пытались избежать одного ДТП, но спровоцировали другое - крайним всё равно останетесь вы.

Особенно обидно, когда истинный виновник аварии - тот самый автомобиль, который подрезал вас со второстепенной дороги - уезжает с места ДТП, оставляя вас разгребать последствия. А вы в результате оказываетесь единственным обвиняемым, хотя пытались просто спастись! Вот такие печальные парадоксы у нас случаются.

-6

Так что, друзья-водители, не поддавайтесь панике и не пытайтесь объезжать препятствия, создавая аварийные ситуации для других. Помните: ПДД требуют от нас тормозить, тормозить и ещё раз тормозить. Даже если кажется, что уже поздно и столкновение неизбежно.

Психологически это очень сложно - вопреки инстинктам, не крутить руль, а вдавливать педаль тормоза в пол. Но закон суров: даже если вы, уворачиваясь от ДТП, случайно задели другую машину или, не дай бог, сбили постороннего человека - отвечать всё равно вам. Печальная реальность.

Поэтому тормоз - ваш лучший друг на дороге. В критической ситуации всегда оттормаживайтесь, снижайте скорость до нуля. Это увеличивает ваши шансы избежать ДТП или хотя бы смягчить последствия аварии.

Пункт 10.1 надо вбить себе в подкорку, довести до автоматизма. В экстренной ситуации нога сама должна рефлекторно утопить педаль тормоза, а не метаться в поисках пути для манёвра. Конечно, иногда случается, что водитель точно знает, как можно проскочить между препятствиями и избежать наезда. Но и в случае удачи не стоит сильно радоваться - ведь формально вы нарушили правила. А за неудачные манёвры, повлекшие новые ДТП, придётся отвечать по полной.

-7

В общем, будьте предельно аккуратны с манёврами. И помните, что пункт 10.1, несмотря на свою расплывчатую формулировку, является настоящим камнем преткновения в судебных делах. А если в результате ваших действий кто-то получил тяжкий вред здоровью или погиб - это уже уголовная статья. И тут пункт 10.1 будет работать против вас в полную силу.

Причём водителю-виновнику светит ещё и отягчение по целому ряду обстоятельств. Был пьян - срок больше. Скрылся с места ДТП - тоже плюс к наказанию. Можно загреметь за решётку на долгие годы лишь за то, что вовремя не нажал на тормоз.

Так что не будьте слишком самоуверенными на дороге. Следите за скоростью, тормозите заранее, старайтесь предвидеть опасности. Помните, что от вашей способности вовремя остановиться зависят жизни и здоровье других людей. Удачи на дорогах и берегите себя!