Первым советским заводом, который каждые два года обновлял свой модельный ряд стал АвтоВАЗ. В 1970-х годах, вслед за легендарной "копейкой" ВАЗ-2101, в серию были запущены универсал ВАЗ-2102, версия "копейки" ВАЗ-21011, люксовые модели "тройка" и "шестёрка", а также легендарная "Нива".
Несмотря на разнообразие, все модели, за исключением "Нивы", имели общие черты как в плане концепции, так и в конструкции. Все понимали, что существующий модельный ряд быстро устареет и перестанет быть конкурентоспособным. Осознав, что для создания современного облика необходимо полностью пересмотреть архитектуру кузова, дизайнеры ВАЗа активно взялись за работу, стремясь выйти за рамки первоначальной стилистики.
Первые прототипы, появившиеся в начале 1970-х годов, имели прямоугольные фары — на тот момент этот стиль уже был в тренде во всём мире. Вскоре был разработан и новый кузов. Макет ВАЗ-2105 оказался настолько удачным, что в 1980 году, когда автомобиль встал на конвейер, его отличия от прототипа были лишь в незначительных деталях.
Тем, кто узнал о "пятерке" уже в 21 веке, трудно представить, какое впечатление она произвела на покупателей в конце 1980-х.
FIAT 131 и ВАЗ-2105
Когда на улицах появились первые "пятёрки", многие советские автолюбители не могли не обратить внимание на их внешнее сходство с итальянским автомобилем FIAT 131, который дебютировал в 1974 году.
Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что помимо общих линий кузова с острыми гранями, которые были в моде в те годы, и прямоугольных фар, у этих двух автомобилей нет ничего общего.
У FIAT габаритные фонари и указатели поворотов были вмонтированы в массивный бампер, в то время как на ВАЗ-2105 устанавливались ультрамодные блок-фары, которые объединяли всю переднюю светотехнику под одним стеклом.
Фары ВАЗ-2105 на тот момент были самыми эффективными, и это быстро оценили покупатели. Ни одна деталь кузова и салона ВАЗ-2105 и FIAT 131 не совпадала. Машины оказались похожими лишь на первый взгляд.
Новый облик
С предыдущими моделями "Жигулей" ВАЗ-2105 объединяла лишь крыша. Все остальные детали кузова были абсолютно новыми и оригинальными. Острые грани, черная отделка вместо хрома, передние двери без форточек и массивные алюминиевые бамперы с резиновыми накладками придавали автомобилю непривычный и притягательный облик.
В салоне также произошли значительные изменения. Появились новая, привлекательная панель приборов и руль с массивной средней частью. Советским автолюбителям также пришлись по душе формованные дверные карты и новые сиденья с большими подголовниками.
Кроме того, ВАЗ-2105 стал первым советским автомобилем, в котором наружное зеркало можно было регулировать из салона. Поначалу зеркало было только слева и регулировалось вручную, но даже такие мелочи производили впечатление на покупателей, особенно на молодых людей. И это несмотря на то, что "пятерка" была оснащена менее мощным двигателем.
Ремень
Кстати, двигатель на ВАЗ-2105 также был новым и для СССР очень непривычным. За основу был взят мотор объёмом 1,3 литра от ВАЗ-21011. Вместо цепи ГРМ в нём установили зубчатый ремень — это был первый серийный образец в СССР.
Использование ремня на двигателе ВАЗ-2105, безусловно упростило обслуживание. Однако самое главное, к чему стремились конструкторы — это заметное снижение шума. Этот момент отмечали даже обычные автолюбители.
Позже на "пятерки" стали устанавливать стандартные моторы объёмом 1,2 литра мощностью 64 л. с. — версия ВАЗ-21051, которая производилась преимущественно для экспорта. А также 1,5-литровый вариант мощностью 77 л. с. и этот вариант — ВАЗ-21053 — стал самым массовым.
ВАЗ-2105 действительно способствовал увеличению спроса на "Жигули" за границей. В разных странах эти автомобили продавали под марками Lada Riva и Lada Nova, и, учитывая их крайне доступную цену, они оказались весьма популярными.
Производство ВАЗ-2105 продолжалось 30 лет — с 1980 до 2010 года, а всего было выпущено более 2 миллионов таких машин.