Найти тему

«Свободная Германия» против Гитлера

В январе 1944 года под заголовком «В Рождество с мыслями о новой свободной Германии!» вышел второй номер ежемесячного листка «Freies Deutschland im bild». На фотографии, опубликованной в этом антигитлеровском издании «Свободная Германия в иллюстрациях», у новогодней ёлки за столом запечатлены члены Национального комитета «Свободная Германия» и «Союза германских офицеров».

Рождественский ежемесячник «Freies Deutschland im bild». 1944 г.
Рождественский ежемесячник «Freies Deutschland im bild». 1944 г.

С лета 1941 года в СССР предпринимались попытки создания антифашистской организации из немецких военнопленных. Однако даже в советском плену у солдат и офицеров вермахта сохранялась вера в победу Германии. Лишь тяжелое поражение немецких войск в Сталинградской битве подорвало уверенность многих военнопленных в непобедимость рейха и привело к психологическому надлому. 12-13 июля 1943 года в подмосковном Красногорске на учредительной конференции было объявлено о создании движения «Свободная Германия». В состав Национального Комитета (Nationalkomitee Freies Deutschland) — так назвали руководящий орган движения «Свободная Германия» — вошли коммунисты-политэмигранты, а также солдаты и офицеры из антигитлеровского актива Красногорского лагеря пленных.

Задачи Национального комитета были сформулированы в его обращении к народу Германии и армии:

«Создание сильной демократической государственной власти... Полная ликвидация всех законов, основанных на расовой дискриминации и ненависти к другим народам, а также всех позорящих наш народ учреждений гитлеровского режима; …Немедленное освобождение всех жертв гитлеровского режима и выплата им соответствующей компенсации. Справедливый и беспощадный суд над военными преступниками, над главарями, пособниками и тайными вдохновителями той политики, которая толкнула Германию на гибельный путь и покрыла ее позором…».

В экономической сфере гарантировалась свобода хозяйственного развития, торговли и ремёсел, неприкосновенность приобретённой законным путём собственности, возврат награбленного национал-социалистскими правителями имущества его законным владельцам, конфискация имущества военных преступников.

Президентом Национального комитета был избран известный немецкий поэт, участник Первой мировой войны, коммунист Эрих Вайнерт, живший в эмиграции после прихода Гитлера к власти. Когда Германия напала на Советский Союз, Вайнерт как пропагандист-антифашист обращался по радио к немецким солдатам, листовки с его стихотворениями сбрасывались во фронтовой полосе. В Комитет вошли и другие видные деятели Коммунистической партии Германии, в том числе, бывший депутат рейхстага Вильгельм Пик и Вальтер Ульбрихт.

Ведущая роль коммунистов объясняет, почему на первых порах к «Свободной Германии» присоединилась малая часть военнопленных. Среди вступивших выделялся правнук «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, граф Генрих фон Айнзидель. Искусный лётчик-истребитель, сбивший за месяц боёв под Сталинградом 31 советский самолет, попал в плен 30 августа 1942 года. В 1943 году фон Айнзидель стал вице-президентом Национального комитета «Свободная Германия».

Генрих фон Айнзидель.
Генрих фон Айнзидель.

Однако антифашистской организации нужны были генералы с известными именами. После неудачных попыток советских спецслужб завербовать в Комитет пленных высокопоставленных офицеров было решено создать для них отдельную организацию. Курировал работу лично нарком внутренних дел СССР, Генеральный комиссар государственной безопасности Л. Берия. 11-12 сентября 1943 года было проведено учредительное собрание «Союза германских офицеров» (Bund Deutscher Offiziere), который признал программу «Свободной Германии» и присоединился к ней. Президентом «Союза германских офицеров» стал потомственный аристократ, генерал от артиллерии Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах. Фотография генерала В. фон Зейдлица, читающего документы за рабочим столом, была опубликована в упомянутом выше ежемесячнике.

Вальтер прошел всю Первую мировую войну, начав лейтенантом на Восточном фронте в битве у Гумбиненна. Осенью 1915 года вместе со своим полком на Западном фронте участвовал в битве на Сомме и в Ипрском сражении. Вторую мировую войну он начал на границе с Нидерландами, а 22 июня 1941 года вторгся в рядах вермахта в СССР. В мае 1942 года фон Зейдлиц был назначен командиром 51-го корпуса, входившего в состав 6-й армии генерала
Ф. Паулюса. Во время Сталинградского сражения его корпус после тяжелейших боёв взял Мамаев курган. Оказавшись в окружении и считая, что немецкие войска исчерпали возможности к сопротивлению, в январе 1943 года фон Зейдлиц предложил Паулюсу отдать приказ о капитуляции. Тот отказался. Тогда генерал разрешил командирам частей самим принимать решение о сдаче в плен. 31 января фон Зейдлиц был взят в плен вместе со штабом своего корпуса. Находясь в лагере военнопленных, он пошел на сотрудничество с советскими властями с целью свержения Гитлера, которого он считал виновным в гибели
6-й армии. Фон Зейдлиц полагал, что воинская присяга была принесена на верность Германии, а не Гитлеру, и сам фюрер нарушил её, предав своих солдат под Сталинградом. Генерал активно работал в «Союзе германских офицеров» и на посту заместителя президента Национального комитета «Свободная Германия».

Ежемесячник "Свободная Германия".
Ежемесячник "Свободная Германия".

Вальтер фон Зейдлиц регулярно публиковал свои материалы в еженедельной газете «Свободная Германия» (Freies Deutschland), которую издавал Национальный комитет. Об их содержании и риторике автора дает представление его статья «Кровь и слёзы»:

«Ещё никогда в своей истории над нашим отечеством не нависала такая тяжкая и смертельная угроза, как сегодня. Это чувствует и знает каждый немец. Для каждого здравомыслящего немца очевидно, что Гитлер уже давно проиграл войну... Мы не стыдимся признать, что трагедия нашего народа вызывает у нас слёзы на глазах, слёзы возмущения, слёзы ярости. Но стоит побеспокоиться, чтобы это не были слёзы беспомощной ярости. Пусть наш взор ничто не застит, так чтобы мы лучше видели путь, по которому должны идти, — путь спасения нашей погубленной родины. Прочь от Гитлера!».

На обратной стороне листка «Свободная Германия в иллюстрациях», внизу можно увидеть другого генерала О. Корфеса, рассматривающего фотографии своей жены и четырёх дочерей.

О. Корфес рассматривает фотографии своих жены и дочерей.
О. Корфес рассматривает фотографии своих жены и дочерей.

Отто Корфес начал Вторую мировую войну с участия в разгроме Франции. С 22 июня 1941 года он воевал на Восточном фронте. В августе 1942 года полк Корфеса в составе 295-й пехотной дивизии был передан в 6-ю армию и участвовал в боях за Мамаев курган, в уличных сражениях в Сталинграде. Уже в Сталинградском котле в январе 1943 года ему было присвоено звание генерал-майора, он был утверждён в должности командира дивизии и награждён Рыцарским крестом. Однако 31 января 1943 года Корфес в парадной форме и при всех орденах сдался в плен. Генерал участвовал в создании «Союза германских офицеров» и стал членом его президиума. С сентября 1943 года по ноябрь 1945 года генерал занимался публицистической деятельностью в газете «Свободная Германия» и участвовал в передачах на радиостанции.

У Комитета была своя радиостанция «Свободная Германия». В послевоенных мемуарах полковник В. Адам писал:

«… Радиостанцию «Свободная Германия» слушали многие в тылу и на фронте. Всех особенно интересовали передачи, в которых сообщались имена попавших в советский плен военнослужащих вермахта и зачитывались приветы от них родным и знакомым. Было чрезвычайно важно, чтобы на фронте и в тылу узнали, что в Советском Союзе живут многие тысячи немецких пленных. Благодаря этому десятки тысяч солдат, сдавшись в плен, спасли свою жизнь, тогда как, не зная, что русские щадят пленных, и оказавшись в безвыходном положении, они искали бы смерти».

Одни члены Национального комитета и «Союза германских офицеров» работали на линии фронта, призывая солдат и офицеров вермахта к добровольной сдаче в плен, другие вели пропаганду среди масс военнопленных. В начале февраля 1944 года фон Зейдлиц в сопровождении
О. Корфеса выехал к Корсунь-Шевченковскому котлу на Правобережной Украине, в котором оказалась 75-тысячная немецкая группировка. Пленные генералы и офицеры из бывшей 6-й армии обратились к военачальникам и окруженным частям, положение которых становилось схожей с ситуацией в Сталинграде. Комитет подготовил листовки немецким солдатам с призывом: «Прекращайте боевые действия. Переходите на сторону Национального комитета "Свободная Германия"». На ее обороте — фотоснимок группы пленных солдат, беседующих с представителями Национального комитета.

В коллекции музея есть и другая листовка с воззванием за подписью
Э. Вайнерта, В. фон Зейдлица и О. Корфеса к окруженным в Корсунь-Шевченковском котле:

«…в местности под Корсунью (западнее Черкасс) в настоящее время собраны и захоронены трупы 55 тысяч немецких солдат и офицеров. Эти 55 тысяч человек с 3 по 18 февраля 1944 года были умышленно и бессовестно отправлены на тот свет Гитлером. Гитлер совершил здесь преступление, которое затмило его злодеяние под Сталинградом... ради своего престижа он привел вермахт к новой катастрофе. Командиры дивизий указывали ему на нависшую над ними угрозу. Однако Гитлер отверг своевременный отвод войск и он виновен, что так легко состоялось окружение. Едва кольцо замкнулось, он пообещал окруженным помощь извне, которая, однако, не могла прийти. Как под Сталинградом! Русские предложили, как под Сталинградом, обреченным на гибель в котле с честью сложить оружие. В виду безнадежного положения командиры окруженных частей просили Гитлера согласиться на капитуляцию. Они не хотели, чтобы солдаты принесли свои жизни в бессмысленную жертву. Ответ Гитлера был: запрещаю… Ввиду это беспримерного преступления, свидетелями которого мы являемся, мы спрашиваем всех немцев: как долго немецкий народ будет позволять издеваться над собой. Гитлер стоит перед пропастью. Ему остается только самоубийство. Но у немецкого народа другой путь, нежели покончить самоубийством вместе с ним. Сегодня Гитлер привел армии к гибели. Завтра он погубит весь народ.18 200 человек пришли к нам из Корсунского котла. Они оказались в замешательстве, когда узнали, что Национальный комитет «Свободная Германия» это не большевистский пропагандистский трюк. И здесь Гитлер их обманул. Немцы из движения «Свободная Германия» обращались к ним: прекратите бессмысленные боевые действия, переходите на сторону Национального комитета! Сегодня спасшиеся знают: если бы их товарищи в окружении не поверили лжи Гитлера, они все были бы живы и могли бы вернуться в свободную счастливую Германию… Прочь от Гитлера!».
Листовка с автографами Э. Вайнерта, В. фон Зейдлица и О. Корфеса.
Листовка с автографами Э. Вайнерта, В. фон Зейдлица и О. Корфеса.

Деятельность «Союза офицеров» отражала представления германских аристократов и военных о необходимости союза с Россией в духе завещания Бисмарка, о сбережении вермахта для будущей Германии, а также их неприязнь к «выскочке» Гитлеру, который завел страну к катастрофе. Однако доводы пленных немецких генералов стали очевидны большинству военнослужащих и населения гитлеровской Германии уже после поражения и окончания войны. У советского руководства никогда не было полного доверия к немецким военнопленным. При формировании руководящего ядра будущей Германии Кремль сделал ставку на коммунистов-эмигрантов. После окончания войны коммунисты — участники «Свободной Германии» вернулись на родину в советскую зону оккупации. Они заменяли нацистских чиновников и сыграли роль в создании Германской Демократической Республики.

Судьба членов «Союза офицеров» сложилась по-разному. В 1950 году советские власти осудили генерала фон Зейдлица на 25 лет лишения свободы по обвинению «в военных зверствах». По собственным воспоминаниям, он был заключён в одиночную камеру, подвергался психологическим пыткам и оказался на грани сумасшествия. Лишь в октябре 1955 года после визита канцлера ФРГ в Москву Вальтер фон Зейдлиц был освобождён и вернулся в Западную Германию. Зато О. Корфесу удалось избежать длительного заключения. В 1948 году он вернулся в советскую зону оккупации и принял участие в организации Народной Армии ГДР.

Александр СМИРНОВ, кандидат исторических наук.