Найти тему
Архивариус Кот

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»

Мы расстались с Борисом Годуновым в момент, казалось бы, наивысшего его торжества, услышали о его намерении «править во славе свой народ», а дальше, судя по пушкинским ремаркам, пройдёт пять лет.

Что известно о правлении Годунова?

Современные историки подчёркивают, что начало царствования – продолжение той политики, которую он вёл, будучи фактически главой государства при царе Фёдоре. И политика эта была направлена на укрепление русской государственности. Были возвращены многие земли, потерянные по итогам Ливонской войны; в России было установлено патриаршество (а это давало независимый статус Московской церкви), строились города и крепостные сооружения… Именно в правление Бориса Годунова начались попытки сближения с Европой (вспомним и о том, как подыскивал он супругов своим детям среди европейских правителей). Однако Карамзин задаст вопрос: «Наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его – величием, купленным столь дорогой ценою? Наслаждался ли и чистейшим удовольствием души, благотворя подданным и тем заслуживая любовь отечества?» Он сам ответит: «По крайней мере недолго». И Пушкин это подтвердит.

Очень любопытно, что Карамзин показывает в своей «Истории» гонения Бориса на боярские роды и, в частности, много говорит о судьбе бояр Романовых (конечно, не приходится удивляться, зная, что был он официальным историографом русского императорского двора). У Пушкина этой теме не уделено особого внимания, а Романовы вообще не выведены среди действующих лиц (в отличие от написанного через полвека «Царя Бориса» А.К.Толстого), хотя и скажет Годунов, предвосхищая Петра Великого: «Не род, а ум поставлю в воеводы». Но недовольство властелином…

Перед первым появлением заглавного героя трагедии (он автором уже будет именован «Царём») мы услышим уже и новое напоминание о былом злодействе у Пимена:

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы Бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли.

Услышим и обещание-угрозу будущего Самозванца (образа его я пока что не касаюсь – разговор впереди, напомню лишь дважды помянутые его слова «буду царём на Москве!»):

И не уйдёшь ты от суда мирского,

Как не уйдёшь от Божьего суда.

А вот уже после будет наша встреча с самим Годуновым, вроде бы ещё спокойным, ещё находящимся в счастливом неведении о произошедшем (ведь Патриарх запретил «тревожить отца-государя»).

Но что же мы видим?

Ещё до появления царя на сцене мы узнаем от стольника, что «в своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном». И задан вопрос – «О чём гадает он?»

Кстати, об интересе Годунова к алхимии и всякого рода предсказаниям хорошо известно. Кроме того, мы знаем и о пушкинских суевериях (так что здесь, вероятнее всего, взгляды автора и героя совпадают).

Н.В.Неврев. «Борис Годунов выслушивает предсказание астролога»
Н.В.Неврев. «Борис Годунов выслушивает предсказание астролога»

Однако мы узнаём от самого царя, что власть не принесла ему счастья:

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной —

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Поразительный монолог Годунова как будто раскрывает перед нами сделанное Карамзиным описание, что он «ещё до ударов Судьбы, до измен счастия и подданных, ещё спокойный на престоле, искренно славимый, искренно любимый, уже не знал мира душевного; уже чувствовал, что если путем беззакония можно достигнуть величия, то величие и блаженство, самое земное, не одно знаменуют». У Пушкина, правда, он удары судьбы уже почувствовал. Это коснулось и государственных дел. Автор заставляет его вспомнить о так называемом «Великом голоде 1601 – 1603 гг.», начавшемся со страшного неурожая (историки сообщат нам, что бедствовала, хоть и в меньшей степени, чем Россия, вся Европа, а вызвано всё это, скорее всего, извержением вулкана Уайнапутина в Испанском Перу), когда попытки царя помочь народу не имели результата и не были оценены:

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Слышим мы и о семейных бедах – в частности, о неожиданной смерти жениха царевны Ксении и о страшных обвинениях:

Как буря, смерть уносит жениха...

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства

Меня, меня, несчастного отца!..

С великой болью он будет повторять:

Кто ни умрёт, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу,

Монахиню смиренную... всё я!

Почему так происходит? С одной стороны, как сказал он сам,

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мёртвых.

Но с другой… Рассуждая, что успокоить «среди мирских печалей» может «едина разве совесть», царь сам признается в том, что его мучит:

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над тёмной клеветою. —

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда — беда! как язвой моровой

Душа сгорит, нальётся сердце ядом…

Карамзин много пишет о Годунове, но только у Пушкина мы видим человека, страдающего под тяжестью совершённого греха. В отличие от историка, поэт указывает на единственное прегрешение своего героя (не случайно же дважды употреблено это «единое»!) И начинаешь ловить себя на неожиданных аналогиях: мне вспоминаются слова Ивана Карамазова, что «высшая гармония» «не стоит слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка»…

И мы видим, что Борис, который вроде бы «шестой уж год царствует спокойно», раздираем внутренними мучениями и страшными видениями:

Как молотком стучит в ушах упрёк,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Трагедия давно уже идёт, и очень скоро закончится гибелью царя…

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

Иллюстрация Б.А.Дехтерёва
Иллюстрация Б.А.Дехтерёва

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь