Американский разработчик микропроцессоров, компания AMD (Advanced Micro Devices, Inc.) сейчас у всех на слуху. И понятно почему: процессоры этой компании успешно конкурируют с самой Intel, а в некоторых специфических сферах, таких как процессоры для игровых компьютеров и ноутбуков (широко известные Ryzen), пожалуй, даже более популярны. Недавно произошло существенное падение курса акций Intel, в этой компании грядут многотысячные увольнения, на два года отложено начало строительство анонсированных ранее новых заводов компании в Германии и Польше. В AMD ничего похожего не происходит. Да и не могло произойти: ведь AMD, в отличие от Intel, — это бесфабричная компания, сфокусированная на разработке микросхем. Производство же передано на аутсорс, главным образом тайваньской TSMC.
Как же AMD удалось подвинуть на «электронном олимпе» саму Intel, компанию, имя которой стало практически нарицательным в области микропроцессоров? Основана AMD была в 1969 году (годом позже, чем Intel). У главных действующих лиц этих предприятий: Джерри Сандерса (AMD) и Роберта Нойса с Гордоном Муром (оба — Intel) общим было то, что все они были выходцами из компании-пионера американской микроэлектроники, Fairchild Semiconductor. Но если Intel сразу всерьёз занялась собственными оригинальными разработками и производством, то AMD поначалу довольствовалась ролью «второго поставщика» микрочипов (производство по лицензии) таких известных в то время производителей как Fairchild Semiconductor и National Semiconductor, а несколько позже — и самой Intel.
Начиная с 1975 года AMD резко меняет подход к своей деятельности: разворачивается строительство многочисленных исследовательских и производственных предприятий. Это стало возможным благодаря тому, что немецкий Siemens, один из мировых лидеров электроники (и микроэлектроники) того времени приобрёл за 30 миллионов долларов 20% акций AMD. В результате в немецком Дрездене появилась фабрика, выпускавшая процессоры AMD x86 по технологии 180 нм (нанометров), а в Техасе возник целый производственный кластер из ряда фабрик в Остине и Сан-Антонио. Для чего это было нужно Siemens? Помимо чисто коммерческого интереса к перспективной компании, Siemens хотел при помощи этой сделки укрепить позиции на огромном американском рынке. Дело в том, что в то время немецкая компания была крупнейшим производителем полупроводников в Европе.
Однако уже в 90-х годах Siemens охладел к производству полупроводников. В 1991 году немцы продали свою долю в AMD, а в 1999 году вообще фактически вышли из бизнеса по производству микросхем: полупроводниковое подразделение Siemens было выделено в отдельную компанию, Infineon. Эта компания была акционирована и продана на открытом рынке. В наше время Infineon является номером один в мире производителем микрочипов для автомобилей, принадлежит в значительной степени американским финансовым институтам.
Однако старания Siemens в отношении американцев не прошли даром: в 2017 году немцы получили разрешение на приобретение американской компании Mentor Graphics, одного из ведущих в мире разработчиков САПР (систем автоматического проектирования) для микроэлектроники (наряду с американскими Synopsis и Cadence). Теперь компания называется Siemens EDA и является подразделением Siemens Digital Industries Software. Таким образом немецкому технологическому гиганту всё же удалось остаться на передовых позициях в мировой микроэлектронике. Более того, в этом качестве он сейчас активно сотрудничает и с AMD, и с Intel одновременно.
AMD тоже сохранила симпатию к немецкому направлению: в 2003-2006 годах в Дрездене была построена ультрасовременная по тем временам фабрика по производству чипов по техпроцессу 65 нм на 300 мм кремниевых пластинах. В 2009 году AMD решила отказаться от своих производственных мощностей, выделила их в отдельную компанию, известную сейчас как Global Foundries, и продала её фонду Mubadala из Объединённых Арабских Эмиратов. Таким образом AMD стала бесфабричной компанией, о чём, похоже, ни разу не пожалела. Да и с Siemens «дружба» продолжается: сейчас Siemens, AMD и Microsoft реализуют совместный проект, по которому вычисления САПР должны быть в значительной степени перемещены в «облако». Предполагается, что это существенно ускорит разработку микросхем будущего.