Найти в Дзене

10 моралей сказки о Золушке

"Золушка" - самая популярная сказка "всех времен и народов". За свою более чем трехтысячелетнюю историю (аналоги сказки можно встретить даже в литературе Древнего Египта) она пережила чуть ли не сотню трактовок. По ее мотивам написано 16 опер, 5 балетов, а так же снято несчетное количество художественных и мультипликационных фильмов. Но, как известно, сказка - ложь, да в ней намек ... Считается, что сказки так популярны не столько благодаря своему незамысловатому сюжету, сколько благодаря той морали, которую он содержит. В чем же смысл сказки о девушке, которая, несмотря на угнетение злой мачехи, все же сумела выйти замуж за принца. Забавно, но, если вы спросите об этом десять разных людей, то, не исключено, что получите десять разных ответов. Мы провели среди родственников и друзей небольшой опрос, и вот, что из этого вышло. МОРАЛЬ 1. ШИРОКО ДЕКЛАРИРУЕМАЯ. Если вы спросите о том, в чем мораль сказки о Золушке школьного учителя, Википедию или искусственный интеллект, то, с наибол

"Золушка" - самая популярная сказка "всех времен и народов". За свою более чем трехтысячелетнюю историю (аналоги сказки можно встретить даже в литературе Древнего Египта) она пережила чуть ли не сотню трактовок. По ее мотивам написано 16 опер, 5 балетов, а так же снято несчетное количество художественных и мультипликационных фильмов.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Но, как известно, сказка - ложь, да в ней намек ... Считается, что сказки так популярны не столько благодаря своему незамысловатому сюжету, сколько благодаря той морали, которую он содержит. В чем же смысл сказки о девушке, которая, несмотря на угнетение злой мачехи, все же сумела выйти замуж за принца.

Забавно, но, если вы спросите об этом десять разных людей, то, не исключено, что получите десять разных ответов. Мы провели среди родственников и друзей небольшой опрос, и вот, что из этого вышло.

МОРАЛЬ 1. ШИРОКО ДЕКЛАРИРУЕМАЯ.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Если вы спросите о том, в чем мораль сказки о Золушке школьного учителя, Википедию или искусственный интеллект, то, с наибольшей вероятностью, вам ответят, что главный смысл сказки в том, что все получают по заслугам. Добрая и терпеливая Золушка получает принца, демократичный король - внуков, а злая мачеха - разбитые мечты. Вывод - будь добр, отзывчив, тепелив и просто жди, когда карма (в данном случае в лице доброй феи) сделает свое дело и все расставит по местам.

О том, что кармические циклы длинны, порой очень длинны, и далеко не всегда укладываются в одну конкретно взятую человеческую жизнь - сказка, судя по всему, умалчивает.

МОРАЛЬ 2 . РОМАНТИЧЕСКАЯ.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Любой романтик вам скажет, что Золушка - это сказка о настоящей любви. Заслуги и страдания Золушки и даже ее трудолюбие - ни при чем. Принц просто поюбил ее, и ему было не важно, кто она и откуда, радовалась или печалилась, терла горшки или учила иностранные языки. Он увидел ее и полюбил такой, какая она есть, а для истинной любви нет преград. Именно поэтому он сумел найти ее по случайно оброненной туфельке. Ему и туфелька была не нужна, ведь они - две половинки.

МОРАЛЬ 3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Гуманисты идут еще дальше романтиков и утверждают, что главная мысль сказки - это мысль о правах человека, точнее об одном из главных его прав - праве на счастье. Счастья достоен каждый, даже скромная Золушка, которая родилась не в самом завидном положении, и, казалось, была обречена обслуживать прихоти мачехи и ее дочерей вечно.

В чем состоит счастье мачехи и ее отпрысков, внезапно утративших не только прислугу, но и перспективы на рост своего социального статуса и материального благосостояния, неши друзья гуманисты сказать не смоги.

МОРАЛЬ 4. ОТ АВТОРА.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Говоря о морали сказки, неплохо бы узнать, что думали по этому пововду ее авторы. Тем более, что один из них оставил на этот счет вполне конкретное высказывание - в самом конце первого издания сказки Шарля Перро была напечатана коротенькая стихотворная мораль:

Бесспорно, красота для женщин сущий клад;
Все неустанно хвалят вид пригожий,
Но вещь бесценная – да нет, еще дороже! –
Изящество, сказать иначе: лад.
Коль фея кумушка малютку Сандрильону
Наставила и обучала так,
Что заслужила Золушке корону,
Уж значит, эта сказка – не пустяк.
Красотки, есть дары нарядов всех ценнее;
Но покорять сердца возможно лишь одним –
Изяществом, любезным даром феи:
Ни шагу без него, но хоть на царство с ним.

Согласно Шарлю Перро "Золушка" - это сказка об изяществе, природном обаянии, которое и вывело скромную девушку "в люди". Мораль знаменитого сказочника немного удручает, если честно. Ведь обаяние , как известно, либо есть, либо - нет.

МОРАЛЬ 5. СНОВА ОТ ШАРЛЯ ПЕРРО.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Видимо, и сам Шарль Перро понимал, что первая мораль к сказке не слишком оптимистична, поэтому он написал еще одну, "иную мораль", которая дополняет первый опус:

Чего уж лучше, знаем сами,
Слыть мудрецами, храбрецами,
Роскошней быть, чем первый франт,
Иметь какой-нибудь талант,
Определенный небесами.
Все это можно заслужить,
Но лучшие дары пребудут бесполезны,
Пока не вздумает за нас поворожить
Хоть кумушка, хоть куманек любезный.

Считается, что в этом восьмистишье автор сказки намекает на значимость социальных связей. Дескать, не будь у Золушки феи крестной, так бы и мыть ей чужые полы до скночания дней.

Надо отметить, что мораль эта, может, и не самая оптимистичная, но очень характерна для того общества, где жил и творил автор. При французском дворе действительно без хороших рекомендаций было никуда. Вспомните, как заботливо отец Д’Артаньяна снабжает его этой бумагой.

Кстати, современные психологи тоже считают, что богатые социальные связи - половина успеха.

МОРАЛЬ 6. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Помните, как сказку о Золушке обсуждают героини фильма "Красотки" (Где аспирантка в исполнении Жюли Годреш пытается найти общий язык с профессором в исполнении Жерара Депардье, и попутно пишет книгу о современных соблазнительницах), и главная героиня озвучивает подруге мораль сказки, которая фигурирует у нас под пунктом номер один, а ее подруга утверждает, что та все совсем не так поняла и сказка вовсе не о том, что терпение вознаграждается, а о том, как важно "соответсвовать".

Принц никогда не заметил бы замарашку у печки, он влюбился в прекарсно одетую девушку с хорошими манерами. Тут выходит, что сказка о том, что даже настоящий бриллиант нуждается в оправе, а без нее может годами прозябать в забытьи.

МОРАЛЬ 7. ОТ ЕВГЕНИЯ ШВАРЦА.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Среди многочисленных вариаций сказки о Золушке есть и версия знаменитого советского сказочника - Евгения Шварца. Отдельной строкой он мораль в своей скзке не выводит, и все же его произведение полно крылатых и нравоучительных фраз. Вот одна из них:

Потому что это вредно не ходить на бал, когда этого заслуживаешь

Согласно этой незамысловатой истине (которую, кстати, высказывает сама Золушка), не стоит пренебрегать часом потехи даже если занимаешься очень серьезным и важным делом. Тем более, что даже самые выдающиеся достоинства так и остануться незамеченными, если не будут продемонстрированы окружающим.

МОРАЛЬ 8. ОТ КОРОЛЯ.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Впрочем, среди крылатых цитат советского сказочника есть и другая, которую тоже можно принять за мораль:

Все счастливы, кроме старухи лесничихи. Ну, она, знаете ли, сама виновата. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда‑нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.

Мораль эта озвучивается ни кем-нибудь, а самим королем, который в лучших демакротических традициях признает приоритет ценностей моральных и нравственных над материальными и коммуникативными.

МОРАЛЬ 9. НЕМНОГО ДИСКРИМИНИРУЮЩАЯ.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Среди мам и бабушек, поучающих своих дочек и внучек принято считать, что сказки демонстрируют народную мудрость. И одна из таких мудростей гласит: "Мужчина голова, а женщина - шея". Трактовка этой фразы предполагает, что мужчины - существа своеобразные и нуждаются в постоянном рукововдстве или хотя бы в подсказках. А без мудрого рукововдства - ничего хорошего из них не выйдет.

Вот же и Золушка не просто сбегает с бала - она оставляет свою туфельку. Это не просто случайность - это намек, чтобы принц отправился ее искать. Да и туфелька выбрана не случайно, она же не простая, а хрустальная т. е. уникальная - с такими вводными данными просто невозможно ошибиться и разыскать не ту невесту.

МОРАЛЬ 10 . В ДУХЕ ДАРВИНА И МОЕЙ БАБУШКИ.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Когда моя бабушка в детстве читала мне сказку про Золушку, она вполне серьезно меня уверяла, что платья и хрустальные башмачки - это все мелочи. Принц полюбил Золушку потому, что она была красива, а красива она была потому ... что много трудилась.

Согласно трактовке моей бабушки, подобно тому, как труд сделал из обезьяны человека, он сделал из обычной девчушки - настоящую красотку (сестры-то Золушки не трудислись, вот и были внешне так себе), которую и заметил принц. "Поэтому и ты трудись, деточка. Вот, возьми тряпку и протри пыль".

А что вы отвечаете, когда ваши дети и / или внуки спрашивают вас о том, в чем смысл сказки про Золушку?

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.

Иллюстрациями для статьи стали эскизы Эдварда Коули Берн Джонса, которые он сделал в 1862 году для только что основанной мануфактуры Уильяма Морриса. Предприятие должно было призводить предметы ... и интерьера с уникальным дизайном и созданные исключительно с примененеием ручного труда.

Эскизы Берн Джонса были использованы для создания художественных плиток, которые расписал британский акварелист Майлз Фостер. Он же эти плитки и приобрел для своего нового дома в Суррее, где они использовались в качестве художественных изразцов на камине.

Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.
Художественная плитка по мотивам сказки о Золушке. Эдвард Коули Берн-Джонс и Майлз Фостер. 1862 г.