Найти тему
Книжная дама

Причины несчастий в семейной жизни на примере брака Толстых.

Пара - Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые - после Пушкиных, наверное, самая обсуждаемая в нашей культуре. Уж чего только ни написали о Толстом, обвинив его и в абьюзе, и газлайтинге, и в виктимблейминге ( не пытайтесь даже понять смысл этих терминов, ибо всё можно заменить одним - тиран)! Сама Софья Андреевна тоже подлила масла в огонь, сделав свои дневниковые записи достоянием общественности.

23 сентября 1862 года Лев Толстой и Софья Берс сочетались браком и прожили почти полвека - 48 лет. Графу и молодому писателю (он уже прославился своими "Детством" и "Севастопольскими рассказами") было 34 года, Софье -18. Разница более, чем велика.

Вот вам и первая причина возможных осложнений семейной жизни. Дело не только в разном мировосприятии, общности интересов, но и в прошлом, которое у одного ( в нашем случае - у графа) было бурным, а у юной девушки его не было вовсе. Речь в данном случае идёт о том, что Лев Николаевич, желая быть абсолютно честным со своей будущей женой, познакомил её с той стороной своей жизни, о которой молодой неискушённой девице не должно было знать. «Все его (мужа. - Ред.) прошедшее так ужасно для меня, что я, кажется, никогда не помирюсь с ним, - признается Софья Андреевна уже в своём дневнике. - Он целует меня, а я думаю: не в первый раз ему увлекаться. И так оскорбительно, больно станет за свое чувство, потому что оно последнее и первое. Я тоже увлекалась, но воображением, а он - женщинами, живыми, хорошенькими, с чертами характера, лица и души, которые он любил, которыми любовался, как и мной пока любуется».
Говорят, Софья проплакала всю ночь, прочитав дневники своего суженого, и даже хотела отказаться от свадьбы. Но мать уговорила, сказав, очевидно, сакраментальное, что все мужчины...одинаковы. Вполне возможно, что именно эта первая причина стала самой отравляющей в отношениях между супругами. НО были и другие...

Три сестры Берс
Три сестры Берс

Одна из причин, по которой Лев Толстой выбрал в спутницы юную Софью, был её твёрдый, ясный нрав. Поначалу в семье Берсов считали, что граф возьмёт в жёны старшую - Елизавету. Но по отношению к ней писатель не чувствовал той страсти, которая ему мнилась между мужем и женой. Поэтому, встретив, как ему казалось, симпатию со стороны Сони, ясной, чистой, открытой Сони, Толстой сделал ей предложение. Он и дневники-то показал, очевидно, потому, что хотел абсолютного единения двух душ. А это вторая причина, которая приводит к разочарованию. Как бы двое ни были близки, это два совершенно разных человека, каждый со своими взглядами на жизнь и желаниями. Толстой мечтал воплотить собственные идеи об "опрощении" в жизнь. Но хотела ли того же Софья, которая выходила замуж за графа и, вполне возможно, мечтала о великосветской жизни? Многие сходятся во мнении, что в образе Наташи Ростовой выведена младшая сестра Софьи - Таня. А вот в образе "маленькой княгини - жены Болконского" - я почему-то всегда вижу Софью Андреевну. Эту милую молодую женщину, "вечно беременную" (помните, мы маленькую княгиню только в таком виде мы и наблюдаем?) не сразу приняли на равных с гением ( да давайте будем честными, не приняли вообще). А между тем, и это ни для кого не секрет, именно руками Софьи Андреевны переписаны все те несколько вариантов "Войны и мира", и "Анна Каренина", и сотни статей и писем. И это при том, что молодая жена с первых же дней безо всякой помощи стала вести домашнее хозяйство.

И вот она - причина третья, пожалуй, самая часто встречающаяся в современных семьях, - равнодушие мужа и отца к делам семейным.

««А завтра в 8-м часу я стану температуру мерить Ванечке и хинин давать, а он будет спать. И потом пойдет воду возить, не зная даже, лучше ли ребенку и не утомлена ли слишком мать. Ах, как он мало добр к нам, к семье! Только строг и равнодушен. А в биографии будут писать, что он за дворника воду возил, и никто никогда не узнает, что ребенку своему воды не дал напиться, и 5-ти минут не посидел с больным, чтоб дать мне вздохнуть, выспаться, погулять или просто опомниться от трудов».

Софье Андреевне пришлось взять на себя все тяготы быта и воспитания детей. Как-то, оказавшись в доме-музее Толстых в Хамовниках, в котором никак не угадаешь графское жильё, я долго не могла поверить, что домотканые половики, коврики и покрывала были созданы руками самой "графинюшки". В моём представлении этот труд был обязанностью кого-нибудь из крестьян, но никак не жены великого писателя. И это при том, что Софье Андреевне нужно было ухаживать и за мужем, и за тринадцатью детьми (пятеро из них не выжили).

И, наконец, четвёртая причина, во многом погубившая как семейную жизнь Толстых, так и самого Льва Николаевича. И фамилия-то говорящая -Чертков. Издатель, лидер общественного движения толстовцев. Софье Андреевне не просто не нравился этот человек и то влияние, что он оказывал на её мужа. Она бунтовала: сожгла его портрет, приглашала священника для изгнания духа Черткова. Насколько беспочвенны были обвинения Софьи Андреевны, трудно сказать, но диагностированное у неё психическое заболевание тоже проливает свет на эти обстоятельства. Так стоило ли доводить и так не очень крепкого здоровья женщину до того, что она покусилось на самое дорогое, что есть у человека, - свою жизнь?!

10 ноября 1910 года Толстой тайно сбежал из Ясной Поляны. Уехал в никуда. Может, и сам уже находился на грани безумия. Бесконечный интеллектуальный труд иссушает тело не меньше, а может, даже больше, чем физический. Но письмо, оставленное жене, всё же говорит о том, что он понимал, какую рану наносит жене. Толстой писал: "Не думай, что я уехал, потому что не люблю тебя. Я люблю тебя и жалею от всей души, но не могу поступить иначе..."

Последняя их встреча произошла перед самой смертью. Но успокоения она не принесла, ведь муж, с которым было так много пережито, умирал не в своей постели, в окружении домочадцев, а на захолустной почтовой станции, как бездомный.

Успокоение пришло позже, когда, разбирая бумаги мужа, Софья Андреевна нашла письмо, адресованное ей, видимо, после одной из ссор: "...с любовью и благодарностью вспоминаю длинные 35 лет нашей жизни...Ты дала мне и миру то, что могла дать, дала много материнской любви и самоотвержения, и нельзя не ценить тебя за это...благодарю и с любовью вспоминаю и буду вспоминать за то, что ты дала мне".

Историю взаимоотношений это пары можно исследовать долго. Даже делая скидку на эпоху и особенности социального статуса, мы можем многое понять о взаимоотношении мужчины и женщины.

О том, как сложна семейная жизнь, но и как она необходима человеку.