Идеи самоходных карет и телег появились давно, когда о революциях никто и не помышлял. Еще в XV веке великий художник и ученый Леонардо да Винчи создал жутковатый проект самоходной повозки военного назначения. Перемещать ее должны были... нет, не паровые двигатели, а запертые внутри пленники. В XVII веке Исаак Ньютон пытался построить экипаж, основанный на третьем законе своего имени. Повозку должна была двигать реактивная струя, образуемая при сжигании спирта. Сохранились рисунки этого аппарата, но до практической реализации дело не дошло. В 1769 году артиллерийский офицер Николя Жозеф Кюньо создал невиданную конструкцию - первый паровой самоход. Трехколесная повозка с двухцилиндровой паровой машиной и огромным котлом, подвешенным спереди, развивала скорость 4 км/ч.
Переднее колесо было и ведущим, и управляемым. И что интересно: кривошипно-шатунный механизм в конструкции отсутствовал. Возвратно-поступательное движение поршней передавалось колесу с помощью храпового механизма. При испытаниях в 1770 году повозка врезалась в стену, но никто не пострадал. На этом ее история окончилась. После аварии Кюньо прошло 30 лет. И вот в 1801 году англичанин Ричард Тревитик представил паровую карету с новаторскими для того времени зубчатыми передачами. Позднее они применялись и на компактных железнодорожных локомотивах. Фактически это был первый паровой автомобиль для перевозки пассажиров.
Выглядело это творение фантастически. Огромные задние колеса имели диаметр три метра - иначе было не разместить котел и паровую машину. А наверху покачивалась пассажирская кабина на 10 человек.
Лондонская паровая карета развивала скорость 16 км/ч и с честью выдержала снежную бурю во время одной из поездок, доставив шестерых пассажиров к месту назначения - пусть и с опозданием, но без происшествий.
В 1804 году карета наехала на чужой забор и дальнейшая эксплуатация экипажа была запрещена местными властями. Но так или иначе, яркий след в автомобильной истории паровая карета оставила.
Вспомним и 20-местную паровую карету, построенную Уильямом Генри Джеймсом в 1824 году. На ней был впервые применен трубчатый котел. Кроме того, ведущие задние колеса приводились от отдельных паровых цилиндров, а потому вращались независимо. Это был прототип современного дифференциала.
Скорость кареты достигала 26 км/ч. Это тоже стало достижением: Джеймс доказал, что возможна перевозка 20 человек на значительное расстояние по обычным дорогам с помощью паровой тяги. Это был прототип парового автобуса.
Еще знаменательный факт. Паровой экипаж Голдсуорси Гернея, построенный в 1826 году, сумел проехать 640 км со скоростью 20 км/ч. Заслуга Гернея в значительном снижении веса конструкции. Паровой экипаж стал приносить прибыль, конкурируя с конной тягой! Поэтому уже в 1830 году автомобили Гернея совершали регулярные рейсы между городами Челтенхем и Глостер. Так паровые дилижансы, а фактически паровые автобусы, стали входить в быт англичан.
Но и это далеко не все. Паровой дилижанс «Инфант» Уолтера Ханкока, построенный в 1831 году, работал на линии Лондон - Стратфорд, а дилижанс «Эра» возил пассажиров из Лондона в Гринвич и обратно.
Особых новаций в конструкции не было: котел, выдающий 7 ат, цепная передача на заднюю ось. Но за шесть месяцев пробег каждого автомобиля составил около 8500 км.
А французский инженер Амадей Болле построил три паровых автомобиля в 1876, 1878 и 1880 годах. Один из них совершил пробег из Парижа в Вену с максимальной скоростью 35 км/ч, а другой в 1895 году участвовал в ралли Париж - Бордо. Важно, что в этих автомобилях кочегар-механик впервые располагался рядом с водителем. Впоследствии такое размещение стало традиционным.
Огромную роль в развитии парового автомобиля сыграл Леон Серполле. В 1888 году он изобрел компактный спиральный парогенератор. Спираль нагревалась керосиновыми горелками, обеспечивая быстрое парообразование. Позже этот принцип применяли в своих котлах братья Стенли и братья Добль.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.