Когда заходит речь о современном искусстве, чаще всего на ум приходят имена западных художников. А вот о Китае вспоминают куда реже. Между тем, китайское искусство давно набрало обороты и уже прочно занимает своё место в мировом культурном пространстве. Например, картина Цзэн Фаньчжи «Тайная вечеря» была продана на аукционе Sotheby’s в 2013 году за более чем 23 миллиона долларов! И это не единичный случай. Китайские художники стабильно поражают мир своими работами, сочетая в них традиции и вызов современности.
Влияние Мао
Как ни удивительно, но корни современного китайского искусства тянутся к эпохе Мао. Великая пролетарская культурная революция оставила глубокий след в искусстве страны, и художники решили не просто вспомнить былое, а переосмыслить его. После ослабления цензуры в 1976 году они начали открыто выражать свои мысли. Уже в 1979 году состоялась выставка «Звезды», где, например, Ван Кэпин представил скульптуру Мао в образе Будды. Это было смело и дерзко — и задало тон всему новому искусству Китая.
Шрамы прошлого в живописи
Отказавшись от официального соцреализма, китайские художники пошли своими путями. Одни выбрали «деревенский реализм» — как Ло Чжунли, который в своей картине «Отец» показал настоящую жизнь обычных людей. Другие — как представители «живописи шрамов», к примеру Гао Сяохуа, обратили своё внимание на личные трагедии культурной революции. Эти художники создавали искусство, которое трогало за живое, в нем была правда и боль.
Когда Восток встречает Запад
В 1980-е Китай начал активно впитывать западные тенденции. Так родилась группа «Новая волна 85», а вместе с ней — и китайская версия поп-арта. Одним из лидеров стал Ван Гуанъи, который сумел соединить в своих картинах образы Мао и культурной революции с рекламой западных брендов. В его «Великом критицизме» пепси и коммунизм соседствуют на одном холсте — и это было революционно.
Улыбаемся и машем... неестественно
Циничный реализм — одно из самых запоминающихся направлений современного китайского искусства. Если вы когда-нибудь видели неестественно улыбающихся людей на картинах, то, скорее всего, это работы Юэ Миньцзюня. Его персонажи, погруженные в абсурдные ситуации, олицетворяют реакцию китайцев на нелепость современности. Это искусство — одновременно и сатира, и философия.
Люди-семечки и другие чудеса инсталляций
Сегодня китайские художники активно экспериментируют с инсталляциями и перформансами. Ай Вэйвэй — один из самых известных авторов этого жанра, а его инсталляция «Семена подсолнечника» — пожалуй, самая обсуждаемая. Она ставит под сомнение положение человека в обществе, заставляя задуматься о смысле и значении каждой отдельной «семечки» в огромной массе.
В будущее с оптимизмом
Сегодня китайские художники активно участвуют в международных выставках, их работы продаются за миллионы, а поддержка со стороны государства открывает им новые горизонты. И самое главное — китайское искусство не только осваивает мировой рынок, но и остаётся верным своим корням, продолжая диалог с собственной историей и культурой.
Спасибо за внимание, хорошего дня!