На севере Москвы в 1930-е годы была построена сложнейшая гидротехническая система, у которой было несколько целей: для доставки волжской воды в Москву (растущей столице требовалось много воды), для регулирования воды в Москва-реке в период паводков, ну и, конечно же, для соединения Москвы с рекой Волгой. А через неё -- и с другими реками и морями страны.
Изначально проект называли "канал Москва-Волга имени Сталина", это позже, в 1947 году, в честь 800-летия города его переименовали в довольно несуразное название "канал имени Москвы".
Постройка этой системы завершилась в 1937 году сооружением и Северного речного вокзала, который является ярким памятником сталинской архитектуры и до сих пор радует глаз посетителей (недавно он был реставрирован).
Про здание можно написать отдельный рассказ, но сейчас речь пойдёт не о нём, давайте только ещё раз полюбуемся на него:
Здание задумано как подобие теплохода.
Прогулочные галереи, словно палубы:
А наверху шикарный шпиль, словно мачта на солнечной палубе:
Верхняя "палуба" по задумке архитекторов тоже должна была быть открыта для прогулок и отдыха публики, но на моей памяти пускали туда лишь очень недолгое время после реставрации, к сожалению.
После реставрации на набережной у вокзала сделали ещё и действующий макет канала с почти всеми шлюзами -- отличная идея!
Многие москвичи (и не только москвичи) в разное время отправлялись на теплоходах, "Ракетах" и речных трамвайчиках по каналу через эти шлюзы в сторону Волги. Но вот в сторону Москвы от Северного речного вокзала почти никогда не было пассажирского сообщения. Этого сообщения нет и сейчас, за исключением редких круизных пассажирских теплоходов, которые могут проходить через центр Москвы.
Сам северный речной вокзал расположен вовсе не на Москва-реке, как многие думают. Он расположен на реке Химке (а точнее, на Химкинском водохранилище, созданным на этом месте во время постройки канала Москва-Волга). От него в Москва-реку нужно также проходить через несколько шлюзов, причём шлюзование там долгое. Я сам до недавнего времени ни разу не проходил этим маршрутом по воде. Давайте же посмотрим, как выглядит этот водный путь и система шлюзов!
Вид на речной вокзал и водохранилище при отправлении в сторону центра Москвы:
Так смотрятся здания вдоль Ленинградки с воды:
А это вид в сторону центра (солнце засвечивает утром):
Далее почти сразу суда входят в шлюз номер 7:
Этот шлюз необычный. Он двухкамерный! Здесь хорошо видно, что за одной камерой шлюза следует ещё одна:
Оформление сооружений каждого шлюза особенное:
Иногда несколько судов одновременно проходят шлюзование, если вмещаются. Вот яхта тоже проходят шлюзование одновременно с нашим теплоходом:
Проходя через шлюзы 7 и 8 в Москва-реку, суда опускаются на 36 метров по сравнению с уровнем Химкинского водохранилища.
Когда судно опускают, внутри становится почти темно даже днём:
Выход из шлюза номер 7:
Так выглядит шлюзовой затвор при выходе снизу:
Далее канал проходит в уникальном месте: НАД Волоколамским шоссе:
В этом месте он работал исправно более 80 лет до зимы 2019 года. Когда после современной реконструкции он "вдруг" начал протекать:
Тогда канал подлатали, хотя движение по шоссе закрывали аж на несколько дней. Но в этом году там явно тоже что-то "пошло не так", и этот участок канала закрывали для прохода судов и осушали в мае:
Движение автомобилей на этот раз, правда, не останавливали.
К июню канал здесь снова наполнили и запустили движение судов.
Надолго ли? Но пока канал работает, давайте двигаться дальше!
А дальше будет шлюз номер 8:
Сооружения шлюза тоже украшены по-своему:
Здесь над шлюзом проходит путепровод ЖД рижского направления.
Вот даже видно, как по нему едет электричка МЦД2:
Поэтому проезжая здесь на электричке, иногда можно увидеть суда в шлюзе:
После выхода из 8 шлюза уже начинается Москва-река:
Однако шлюзы на этом не заканчиваются.. но об этом чуть дальше.
После выхода из 8 шлюза суда подходят к Строгинскому мосту, рядом с которым при Лужкове построили элитный ЖК "Алые паруса":
Честно говоря, по сравнению с собянинскими человейниками эти хотя бы как-то украшены, есть за что взгляду зацепиться:
Их рекламировали тогда как "дома со своей пристанью".
И она действительно там имеется, правда, весьма скромная:
Любопытно, конечно, было бы услышать отзывы тех, кто там живёт -- нравится или нет. Виды, конечно, оттуда прекрасные (если в сторону реки)!
Но может быть вполне "дьявол в деталях". Известно, к примеру, что там был случай падения лифта в шахту с трагическим исходом.
Дальше уже по Москва-реке проходим под Строгинским мостом и видим "Живописный пляж" (наверху проходит улица Живописная), который тут был ещё с советской поры:
Мы тут и купались летом порой, а зимой катались с горок.
Но теперь тут в кустах присутствует и какая-то странная публика, которая там, вероятно, вообще живёт:
Они были все в белом и весело махали нашему теплоходу.. если кто знает, кто там живёт -- пишите в комментариях!
Ещё один взгляд на "Алые паруса", Строгинский мост и пляж:
Дальше теплоход проходит Живописный мост (проспект маршала Жукова) с человейниками ещё лужковской поры над ним:
Ниже фото его знаменитой арки, на которой когда-то хотели разместить ресторан, затем ЗАГС, а затем "вдруг" проектировщики обнаружили, что во-первых, на мосту по ПДД нельзя останавливаться автомобилям. А во-вторых, туда наверх не соорудили лифт. В итоге туда ходят пешком только техники, ну и те, кто туда нелегально изредка залезают.
А слева в кадре здесь спрятанный за деревьями тот самый знаменитый СНТ "Речник", который при Лужкове несколько раз пытались расселить, но он и поныне существует. Только скромные избушки советских дачников сменились там на высокие заборы и дома посовременнее, иногда даже заборы с колючей проволокой сверху:
Арка Живописного моста вблизи, фото с суши:
Казалось бы, мы уже прошли в Москва-реку, и дальше к центру шлюзов быть не должно! Но это не так. В районе Живописного моста Москва-река образует большой крюк, и чтобы судам так долго не обходить, во время постройки канала Москва-Волга здесь было сооружено так называемое "Карамышевское спрямление" вместе со шлюзом номер 9, вот оно на карте:
А так оно выглядит с корабля, это вход в девятый шлюз:
Также этот шлюз имеет своё имя -- Карамышевский -- названный по Карамышевской набережной рядом. Которая, в свою очередь, была названа по селу Карамышево, что находилось неподалёку.
Шлюзовые строения здесь тоже отличаются по архитектуре от других шлюзов:
Над шлюзом ещё в 1930-е был построен автомобильный мост:
Выход из шлюза в сторону Карамышевской набережной:
Через этот шлюз изредка ходят и прогулочные теплоходы.
Вот собянинский электротрамвайчик идёт в его сторону:
Пристань "Карамышевская", на которой пока эти трамвайчики не останавливаются:
А дальше уже идут собянинские человейники вдоль Маршала Жукова и Карамышевской набережной:
А это уже ближе к Шелепихе, где находится причал с говорящим названием "Сердце столицы":
Вот такое сердце по мнению Собянина у нашей столицы!
Ну а дальше прямо по курсу уже виден Деловой центр (Сити), и это повод для другой прогулки:
Спасибо, что прогулялись вместе с нами!
#история #архитектура #москварека #каналименимосквы #шлюзы #другаямосква #москва #экскурсии #экскурсиипомоскве #прогулкипомоскве #прошлое #настоящее #москвасводы #сталианс #ампир #судоходство
=====================================================