Найти тему

ИГРА НА ЧУЖОМ ПОЛЕ

«Майор Гром. Игра». Реж. О.Трофим

« Отечественные комиксы мне как-то не очень » - в этом признается главный герой отечественного комикса на первых минутах картины. Тонко. Повинную голову меч не сечет. Комиксы – не наша каноническая территория. Супергероев не сразу и вспомнишь. Красные дьяволята, трансформировавшиеся до неуловимых мстителей? Знаменский, Томин и Кибрит ? Им, конечно, противостояли гении преступного мира, да только не вселенского масштаба. И суперсилы были вполне земными : ответственность, профессионализм, честность. Да, отвага. Да, порой авантюризм. Но, несмотря на сериальность, на комиксы эти творения все же не тянули. Вот и получается, что все наше историческое наследие в этом жанре – это неведомое науке (как и положено в комиксе) существо под именем Мурзилка, которое совершало свои подвиги в картинках на страницах одноименного журнала. Нет традиций – это не значит, что не надо и начинать. Если не пробовать, то никогда традиций и не будет. В этом смысле «Майору Грому», конечно, надо отдать должное: завоевывать сердца болельщиков на поле соперника всегда сложно. Потому родному кино не грех немножко и подсудить, закрыть глаза на несовершенство техники и нехватку мастерства. В конце концов, российские подростки достойны того, чтобы грезить не только Бэтменом и Спайдерменом, но и майором Громом.

Подражание каноническим американском образцам в этом случае неизбежно. Чтобы обрести собственный голос, все-таки сначала надо в совершенстве овладеть мелодией, а она пока непривычна. Экшны с драками и погонями – конечно, калька. И, надо сказать, почти не хуже классики. Темпоритм, фантазия, изобретательность присутствуют. Не хватает лоска. Все же, любой поединок в американской ленте обязательно имеет какую-то деталь или особенность, которые делают стандартный мордобой неповторимым, характерным только для этой ленты. Это могут быть неожиданная локация, уникальные обстоятельства, особенный второстепенный герой с неповторимыми жестами, голосом, мимикой или пластикой. Этого в « Громе » нет. Срисовано добросовестно, но без развития. Ну и ладно, не время еще.

Площадкой для поединка супергероя со сверхзлодеем становится Санкт- Петербург. Это – в десятку. В России нет другого города, в котором имперская мощь так естественно гармонировала бы с помойками и подворотнями. Сочетание суперсовременной техники в виде вездесущих дронов-полицейских с фасадами и интерьерами зданий Больших Имперских Стилей визуально рождает подсознательный конфликт времен, мировоззрений, стилистики. Встреча Большой Истории с Тревожным Настоящим реализована художником и оператором изысканно и точно. Больше того, архетип « В Питере – пить » дает « Майору Грому » еще и утонченно-отечественный обертон. Майор Гром обладает суперсилой сражаться с негодяями не столько преодолевая боль от ран, ушибов и переломов, сколько мучаясь дичайшим похмельем. А это, все российские мужчины знают, куда как тяжелее. Не будем занудами. Конечно, пьянство – грех. И статистика давно разрушила миф о том, что россияне – самая пьяная нация на свете. Далеко не самая. Но в российский мифологии присутствует этот мотив. А комиксу сам Бог велел использовать мифы. Он и использован. Тоже в плюс картине.

Фильм называется « Майор Гром. Игра ». И, если уж слово вынесено в название, оно и должно занять главное место в картине. Интеллектуальные шарады, которыми озадачивает Майора Грома сверхзлодей Разумовский, если и наследуют играм Дэна Брауна, то только в самой уязвимой части – в их полной алогичности. Если поклонникам « Кода да Винчи » приходится закрывать глаза на безумие того факта, что истекающий кровью персонаж вместо того, чтобы просто написать послание, последние минуты своей жизни тратит на создание сложнейшего ребуса, то фанатам « Грома » нужно принять то, что шарады Разумовского имеют не один , а с десяток ответов, каждый из которых может оказаться верным, а может и ошибочным. Неопределенность и вариативность заметно роняют ценность , как самой шарады, так и интеллектуальных усилий Грома.

Калькирование фабулы « Человека-паука » в плане конгруэнтности пируэтов славы мирской от осанны до проклятий – что поделать, это заложено в архетип жанра. То, что актер Дмитрий Чеботарев мог бы победить на конкурсе двойников Джейка Джилленхола , спишем на подмигивание авторитетам. Но вот дальше начинается самая проблемная часть картины. Вторая по значимости беда – перенаселенность фильма персонажами. Каждому из них отпущено не так много времени, чтобы мы могли полюбить или возненавидеть. К тому же, хронометраж в 2 часа 43 минуты – это почти потолок, расширяться некуда. И потому большинство побочных линий не то, что оказались спешно свернуты к финалу, они и развернуться как следует не успели. И, наконец, проблема номер один. Если злодей Волков точно копирует Джилленхола, то майор Гром, как бы это сказать помягче, не Роберт Дауни – младший. И даже не Тоби Магуайр. Гром не должен быть обаяшкой, но супергерой просто обязан обладать сильной харизмой. Возможно, сложной. Возможно, отрицательной. Но сильной. Актер Тихон Жизневский абсолютно самодостаточен внутри себя и свою драгоценную энергетику ни партнерам, ни зрителям дарить не намерен вообще. Потому и реплики « Это – мой город », равно как и истории любви и дружбы остаются только в словах. По сути, в сухом остатке, майора Грома исполнил рядовой Нарцисс. И это – самый главный промах, который не позволил свести поединок « отечественный комикс против американских образцов » , при всех симпатиях судей, хотя бы к ничьей. Увы, Жизневский привез пенальти в свои ворота.