Изборск встретил прохладой, росой на траве и лотками с копченой рыбой и снетками.
Сначала мы подошли к церкви иконы Корсунской Божией Матери рядом с Талавской башней. Строение по преданию стоит на месте захоронения изборян, участвовавших в защите крепости в 1657 году. Скандинавы не смогли взять укрепление и убрались восвояси.
Со времен Екатерины II крепость была заброшена, пока Николай I не выделил денег на ее частичное восстановление. После революции вплоть до 40-го года Изборск входил в состав Эстонии, в 45-м крепость вновь вернулась в Псковскую область.
Изборск как и Копорье видела зимой, - холодные каменные стены, снега по колено, лед и седые башни «Железного града».
В теплое время года внутри твердыни все потайные ходы были открыты, муж сразу нырнул в подземный ход, а я стоя наверху периодически спрашивала: «Ну что там?». Без фонарика на отполированных временем ступеньках делать нечего, ограничилась спуском до середины и вышла на белый свет.
У Изборска есть особенность – нет реки как защиты во время осады и источника питьевой воды, поэтому был найден ключ, к нему прорыли широкий подземный ход, чтобы можно было пройти с коромыслом и принести в крепость воду. Этот ход мы и смогли увидеть.
Находчивы были наши пращуры, купол Никольского храма из-за стен был не виден, поэтому на западной стене можно увидеть кресты, вмурованные в стену.
На храм лучше смотреть с боевого хода – видны все поздние пристройки, но я смотрела только на ту самую первую, - простую, легкую, легендарную. Лучше всех об архитектуре церквей Пскова сказал академик Игорь Грабарь:
«В каждой линии чувствуется свободный, ничем кроме вдохновения не связанный рисунок…все живет и радует глаз».
Если вам доведется побывать в этих местах, вспомните, что наши далекие предки славяне-кривичи в 7 веке начали строить Детинец-Кром, ставший центром Пскова, а в 9 веке в 30 км они же заложили «Железный град» как его защитника. Крепость была деревянной и находилась примерно в километре от нынешней. В начале 14 века заложили новую цитадель на Жеравьей горе.
Первая башня крепости Луковка, с нее и началось возведение каменной твердыни на краю обрыва, черты которой сохранились до наших дней. Башни усилили захабами – узкими коридорами, попав в которые у врага не было шансов на спасение.
С Луковки открываются бескрайние просторы, которые всем миром защищали изборяне, часто оставаясь без сил, пищи и воды. Изборск захватывали и возвращали, молились и защищали, терпели и не сдавались.
Через потайной ход в стене мы вышли из крепости и отправились к Словенским ключам. По дороге встретили ряды коробейников, но шум воды звал вперед, поэтому лавки мы проследовали без остановки. Навстречу шли люди с пучками пятилитровых бутылок в руках. Мы ограничились литровой емкостью.
Дорога привела к живописным водопадикам, бьющих из крутого склона. Неустанно в течение многих веков 12 холодных ключей падают на землю, на которые хочется смотреть бесконечно.
Сюда приезжают паломники, веря в исцеление души и тела. Не раздумывая скидывают обувь и ходят по студеной воде, моют руки и лицо под струями воды, набирают воду в принесенную тару.
Ключи стекают прозрачным потоком в Городищенское озеро, в котором плавают лебеди и утки. Говорят, что в суровые зимы к полынье прилетают стаи птиц и озеро превращается в Лебединое.
Место действительно волшебное, здесь было легко и радостно, хотелось прыгать по камням и быть благодарной каждому за прекрасное начало дня.
Обедать мы поехали в Печоры.
Спасибо, что прочитали!