«Неприятелю времени давать не должно»
Александр Суворов
После сражения под Ландскроной 10 мая 1771 года французский полковник Дюмурье, командовавший объединенными силами польских конфедератов уехал из Польши. Суворов вернулся в Краков и оставив там часть своего отряда начал движение к Люблину. Не принявший участия в сражении маршалок Казимир Пулавский сохранил свой отряд усиленный небольшими отрядами Радиминского и Карчевского (1500 чел. и 2 пушки) в целости и начал рейд по тылам русской армии. На карте синими стрелками показан его маршрут движения. Общее направление было взято со стороны Кракова в сторону крепости Замостья. Пулавский надеялся, что польский королевский гарнизон крепости впустит его. Получив сообщение о движении отряда Пулавского, который совершал нападения на наши тыловые службы в районе местечка Ульянов на реке Сан и далее в м. Майдан. Однако у Майдана арьергард Пулавского «пощипал» бригадир Поливанов(командир местных небольших русских отрядов ) настигнув его. Однако упорным боемполяки остановили Поливанова нерешительные, действия которого позволили врагу выиграть время. Суворов же ,двигавшийся к Люблину, получив известия о Пулавском останавливается в местечке Янов и поворачивает свои войска на юго-восток и начинает преследование Пулавского. Впереди идет передовой отряд казаков поручика Арцибашева. В 28 км. от Янова по дороге к Замостью у местечка Гораец он натыкается на небольшую партию пулавцев и вступив в бой разбивает их нанеся потери-12 пленных и 7 убитых. 21 мая основные силы Суворова (1400 чел. при 8 пушках). «Тако следуя, мы к Замостю прибывши, в Шебрешин выступили пополудни в 10 часов прямо к Замостю, где уже Пулавскому, сказывают, Квашневский и комендант присягали» писал Суворов в донесении своему начальнику генералу Веймарну.
Пулавского с его людьми королевский гарнизон в крепость не пустил , но вел с ним переговоры. Зная о близости войск Суворова пулавцы заняли оборону в западной части города прикрываясь домами Ждановского и Люблинского предместья у стен крепости. Перед фронтом их обороны лежала болотистая пойма речек Лабуньки и Топорницы с насыпанными земляными валами через которые было 3 моста. Против среднего моста(№2 на схеме) они установили батарею из 2 орудий при 13 канонирах. Левым крылом боевой линии командовал Карчевский (ждановское предместье), а правым Пулавский (люблинское предместье). Их лагерь и обозы находились севернее, у дороги на Люблин.
По докладам казачьих разъездов Суворов знал, что Пулавский, имея равную численность войск, решил остановить русских. Однако хилое предместье (ждановское имело 400м в длину и меньше 100м в ширину)было слабым подспорьем его обороны. Люблинское было примерно таким же. Суворов сразу заметил слабый стык 2 крыльев обороны пулавцев. Между северным краем Ждановского предместья (напротив моста №2 через пойму) и южным Люблинского было 300 м чистого поля не имевшего
укреплений и строений. Этот недостаток обороны Пулавский надеялся прикрыть огнем 2 своих пушек.
В 6 утра 22 мая передовые части Суворова атаковали польскую линию обороны. Основные усилия Суворов сосредоточил в центре, на переправе через средний мост №2, который являлся наиболее слабым участком обороны Пулавского, так как являлся стыком между двумя отрядами поляков с разным командованием(Карчевский-левое крыло ,Пулавский-правое). На других мостах(№1 и №3 на схеме) казаки проводили отвлекающие атаки с криками и стрельбой, а пошуметь они умели очень качественно.
Сосредоточив огонь 8 орудий под, прикрытием которого через мост повел отряд егерей поручик Борисов. За ними шла колонна пехоты. За колонной пехоты 3 эскадрона (450 всадников) Санкт-Петербургского карабинерного полка. Бой был упорный, поляки отстреливались, как могли. Стрельба польских 2 пушек была подавлена, «ротмистр Леман стрелял из пушек крестным огнем». С началом боя из крепости польский гарнизон сохранивший верность королю (союзнику России) не оказал поддержки ни одной из сторон. Спрятавшиеся Королевские жолнеры(солдаты) сидели за стенами укреплений тихо, как мыши. Но это было на руку Суворову. Непрерывно стреляя наша пехота сблизившись с поляками ударила в штыки. Лучшие воины «панцирного шляхетства» кинулись поджигать дома жителей предместья в надежде, что пламя остановит русских. Однако не остановило. Вслед за гренадерами и егерями наша кавалерия ворвалась в предместье и ударила «на палашах». В пламени и клубах черного дыма подожженных домов по улицам метались ищущие спасения местные
жители и звенели сабли сошедшихся в рукопашной схватке Санкт-Петербургских карабинер и польских кавалеристов. «Лутчие Пулавского гусары потерпели тут их корабля крушение…» отметил в своем донесении ген.Веймарну И.И. Суворов. Враг бился храбро ,но не долго. «…особливо егери теснили их стрельбою конницу их, авансируя шаг за шагом, доколе очистили довольную дорогу коннице нашей в рубку вступить». Боевая линия обороны поляков была разрезана на 2 части.
Левое польское крыло Карчевского частью было порублено, а частью кинулось бежать на юг по дороге на Томашев. За ними гнались карабинеры и рассверипевшие казаки закалывающие пиками тех, кого удавалось догнать. Правое крыло под Командой Пулавского тоже держалось недолго. Бросив свой лагерь и обоз поляки, теряя людей, поскакали на север по дороге на Люблин. Им удалось вывезти и сохранить свои 2 орудия с расчетами. Отвлекшись на преследование левого крыла Карчевского, наша кавалерия оставила без внимания правое крыло поляков. Пехота же догнать конную шляхту правого крыла не могла. «….но оное спаслось чрезвычайным бегством через мост по болоту, в левую руку, по дороге на Старый Замость и тот мосток от них вмиг был разбросан, ибо коннице нашей, возвратившейся из погони левого их крыла, доставалось еще против сего мостку скакать больше версты» писал Суворов в своем донесении, сетуя, что «Ежли б было еще столько ж, как сии три храбрые Санкт-петербургские эскадроны и им бы можно было, отделясь, ударить на оторвавшееся их правое крыло, немного бы их по тому мосту ушло..». Вернувшиеся карабинеры остановились перед болотом. Мост через него был разрушен, а восстановление моста потребовало времени. Когда ж это было сделано, то в погоню за уходившими пулавцами пошли казаки, т.к. «карабинерные кони гораздо мародны (тяжелы)», казачьи же были легки и более выносливы.
Арьергард пулавцев отбиваясь от казачьей погони, уходил по Люблинской дороге. Вслед за казаками шли эскадроны Санкт-Петербургского карабинерного полка и замыкали движение колонны егерей и гренадеров. Казимир Пулавский не смотря на молодость (26 лет) уже был опытным командиром и стараясь спасти свой сильно поредевший отряд приказал арьергарду продолжать движение на Люблин, но по возможности задерживать русских. Основным же силам «панцирного шляхетства» было приказано гнать коней что есть сил. Оторвавшись от собственного арьергарда Пулавский поворачивает свой отряд влево на 90 градусов и быстро уходит в сторону. Маневр удался, а Суворов не почувствовав подвоха продолжал преследовать польский арьергард уходивший на Люблин. Лишь через несколько часов, когда вдруг арьергард неприятеля распавшись на мелкие группы разбежался в разные стороны наш генерал понял свою ошибку и остановил войска. Преследовать стало некого. Пулавский обошел вокруг войска Суворова и ушел в направлении на Крешово (на прав.берегу реки Сана). Конечно, в рапортах картину рисовали в победных тонах, но по факту польский командир сумел обвести вокруг пальца Суворова, а это редко кому удавалось. Суворов вызвал к себе пленного польского ротмистра и вручив ему фарфоровую табакерку приказал доставить ее Пулавскому в знак уважения к его воинскому таланту. Так будущий «Отец американской кавалерии» получил сувенир от самого Суворова.
Сражение закончилось. Наши потери составили 15 убитых и много раненых. Потери противника оказались более существенны. «На Замосцком сражении уже считают трупов со 190 и так почти верно можно полагать убитых ста два, в том числе от ста тридцати до полутораста гусар. Особливо досталось называемому Пулавского лейб-шквадрону, которого оба офицера пленены…» писал в донесении о потерях противника Суворов. Пленных пулавцев было до 60-ти, но основные потери составили разбежавшиеся по окрестностям шляхтичи. В итоге отряд Пулавского потерял едва ли не половину людей. Так же в ходе боя были освобождены наших 15 пленных и ротмистр.
В действиях наших войск под Замостьем отчетливо видна твердая воля генерала. Ряд его приказов обеспечил победу на поле боя:
1. Оперативное преследование отряда Пулавского помешало тому захватить крепость из которой, потом, было бы сложно его выкурить.
2. умелое размещение своей артиллерии перекрестный огонь которой существенно ослабил оборону поляков.
3. Отвлечение внимания обороняющихся имитацией яростных и шумных атак казаками по 2-м крайним мостам через пойму в то время, как основной удар наносился в центре через средний мост в наиболее слабый участок (стык 2-х отрядов) обороны противника.
4. Сосредоточения всех сил на направлении главного удара и четко выстроенная последовательность действующих подразделений: огонь егерей проредил ряды обороняющихся, штыковой удар гренадер привел к началу перелома в ходе боя, а последующий удар эскадронов «на палашах» сломал сопротивление врага и заставил его бежать ….Но, конечно, главную роль сыграл перевес сил на узком (100 метров)участке польской оборонительной линии имевшей 1500 метров длины. И перевес был подавляющим : 10 русских солдат на 1 польского. При таком соотношение устоять не помогут храбрость, героизм, железная стойкость и т.п. качества. А они были присущи польским шляхтичам не меньше, чем русским воинам.
5. Преследование противника нанесло ему основной урон, но оказалось недостаточным в силу малой численности нашей кавалерии погнавшейся за остатками разбитого левого крыла (Карчевского) обороны поляков, что позволило правому крылу (Пулавского) их обороны спастись бегством за болотом…
Не обошлось без «помощи» самого Пулавского. Неудачный выбор оборонительной позиции с разрывом в центре серьезно ее ослабил. Фронт обороны был растянут на 1,5 км. Упустив время, не уничтожил средний мост №2на наиболее угрожаемом участке обороны. Имея втрое больше кавалерии не использовал ее для атак, но только для «подлой обороны». Однако умелым маневром сумел спасти большую часть своего отряда, чем заслужил похвалу Суворова. Сам Суворов порадовал Государыню и фельдмаршала Румянцева этим поражением отряда Пулавского, но вызвал неудовольствие своего начальника , немца, генерал-порутчика Вейрмана: де мол разбил неприятеля самовольно, его немецкого благородия не спросясь….в общем получилось по поговорке- жалует царь, да не жалует псарь…
Источники: Суворов А.В. Документы том 1(1949г.), Военная энциклопедия (Сытин,1911г.), Историческое описание одежды и вооружения российских войск(1844г.)
2024г.
Список названий некоторых уже опубликованных в ДЗЭН статей:
Бой Суворова под Ореховым против отряда польских конфедератов 1 сентября 1769г.
Бой у Тынецкого редута 10 мая 1771г. Суворов против польских конфедератов под командой М.Валевского
Замостье. Разгром польской обороны у стен крепости войсками Суворова и манёвр Пулавского 22 мая 1771 года
Сражение под Ланцкороной. Разгром войска конфедератов генерал-майором Суворовым А.В. 12 мая 1771г.
Измаил. Часть 1.
Измаил. Часть 2.
Измаил. Часть 3.
Гибель корпуса литовского гетмана Огинского в Сталовичах в бою с отрядом Суворова 24 сентября 1771 года.
Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Неудачный штурм. Часть1.
Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Разгром корпуса Зиберха. Капитуляция Шуази. Часть2.
Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть1.
Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть2.
Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть1.
Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть2.
Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть1.
Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть2
Козлуджи. Абдул-резак против генерала Суворова 9 июня 1774г. Часть1.
Козлуджи. Катастрофа армии Великого визиря Муссин-заде 9 июня 1774г. Часть2.
Козлуджи. Сражение поставившее точку 9.06.1774г. в Русско-Турецкой войне 1768-1774г. русским генералом Александром Суворовым. Часть3.
Кинбурн. Уничтожение Суворовым турецкого десанта Сеюб-Гешти-Эюб-аги на Кинбургской косе 1 октября 1787 года.
ФОКШАНЫ. Бегство сераскира Мустафы от войск Суворова и Кобурга 20 июля 1789 года.
РЫМНИК. Разгром 1-го лагеря армии Великого визиря Кетхюда-Гассан-паши солдатами Суворова 11 сентября 1789г. Часть1.
РЫМНИК. Перелом. Часть2.
Удачный отход. Генерал Сераковский против Суворова в боях при Дивине 3 сентября, Кобрине 4 сентября и Крупчицах 6 сентября 1794 года.
БРЕСТ. Совершенное побиение польского корпуса Сераковского победоносными Ея Императорского Величества войсками 8 сентября 1794 года
БРЕСТ. Полное уничтожение польского корпуса генерала Сераковского войсками Суворова 8 сентября 1794г. Часть2.
КОБЫЛКА. Генерал-адьютант короля Бышевский в бою с войсками генерал-аншефа Суворова А.В. 15 октября 1794 года.
ВАРШАВА! Вавржецкий против Суворова или Блистательный штурм прагского ретраншемента 24 октября 1794г. Часть1.
ПРАГА В ОГНЕ. Действия штурма Победоносными Российскими войсками под командою генерала Суворова 24 октября 1794г. Часть2.
Провал операции "Переселение ногаев". Канакай-мурза с ордой ембулуков против солдат Суворова 1 августа 1783г.
Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г.Часть1.
Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г. Часть 2.
Осада и взятие замка Ujazd. Шляхтичи Мощинского против солдат Суворова. Декабрь 1769г.
НАВОДИЦЕ.БОЙ В ЛЕСУ. Противостояние шляхтичей Мощинского солдатам Суворова 8 апреля 1770г.
Рейд Суворова за Краков.Разорение магазейна и неудачный штурм замка в Ланцкороне 9 февраля 1771г.
ОЧАКОВ. Отражение вылазки турок и тяжелое ранение Суворова 27июля 1788г.