Найти тему

Может ли быть у ребенка с РАС депрессия?

Оглавление
Материал Натальи Топурия
Материал Натальи Топурия

💁🏻‍♀ Если вам нужен короткий ответ, то — да.

Во-первых, детский возраст — не помеха развитию депрессии. Ее диагностируют у 2–4% детей.

Во-вторых, люди с РАС в 4 раза чаще подвержены развитию депрессивных расстройств. А у детей с аутизмом депрессия диагностируется в 10–15% случаев (сравните с 2–4% в общей популяции).

Если вы хотите разобраться в этом вопросе поглубже, давайте сделаем это ⤵

Депрессия — это такое состояние психического здоровья, при котором человек постоянно пребывает в тоске или апатии, теряет интерес ко всему, что его интересовало ранее, лишается способности радоваться и испытывать удовольствие, а еще у него нарушается сон и пищевое поведение.

Из-за этих симптомов страдает не только настроение, но и функционирование. То есть человеку не просто тоскливо и плохо, у него нет внутренних возможностей совершать необходимые действия для поддержания привычного образа жизни и реализации жизненных целей. Депрессия может возникнуть у любого человека, независимо от возраста, пола и наличия других диагнозов, но у людей с психическими и неврологическими расстройствами она встречается чаще и может представлять еще более серьезную проблему.

Есть ли связь между аутизмом и депрессией?

Да, исследователи нашли корреляцию и выявили, что у людей с РАС более высокий риск оказаться в депрессии. Причины этой связи многогранны и могут зависеть от различных факторов. В некоторых случаях депрессия и РАС связаны на нейробиологическом уровне, а в других она становится следствием влияния симптомов аутизма на жизнь.

Тяжесть депрессии, субъективные страдания, проявленность симптомов у всех людей в спектре будет отличаться. Но в подавляющем большинстве случаев своевременные диагностика и лечение депрессии при аутизме существенно влияют на функциональность и качество жизни.

Какие есть сложности в диагностике депрессии при аутизме?

Некоторые симптомы депрессии могут быть незаметны или схожи с симптомами аутизма. Понимание отличительных особенностей этих состояний — первый шаг к эффективному выявлению и лечению.

Социальная изоляция может быть:
▫ при аутизме — следствием коммуникативных дефицитов,
▫ при депрессии — следствием отсутствия интереса и желания вступать в контакт с окружающими.

Сенсорная чувствительность может быть:
▫ при аутизме — следствием биологически обусловленными сенсорными нарушениями,
▫ при депрессии — следствием развившейся в результате избегания внешних стимулов сенсорной гиперчувствительности.

Отсутствие мотивации к познавательной деятельности может быть:
▫ при аутизме — следствием узости интересов и гиперфокуса на специфических интересах,
▫ при депрессии — следствием нарушений на нейромедиаторном уровне, из-за чего теряется интерес к познанию и притупляется любознательность.

Нарушения пищевого поведения могут быть:
▫ при аутизме — следствием пищевой избирательности,
▫ при депрессии — следствием потери интереса и неспособности испытывать удовольствие от еды.

Трудности с распознаванием собственных эмоций могут быть:
▫ при аутизме — следствием специфического самовосприятия,
▫ при депрессии — следствием «замороженности» и отсутствием интереса, в том числе к внутренней жизни.

Как распознать депрессию у ребенка с аутизмом?

Дети, не только аутичные, но и типично развивающиеся, в силу своего возраста не способны понять всю глубину своих эмоций и переживаний. Поэтому они обычно не жалуются, но распознать депрессию можно, наблюдая за их поведением и реакциями.

На депрессию у ребенка с РАС могут указывать:
- слезливость по любому поводу,
- трудности с переключением со слез на игру,
- повышенная раздражительность и агрессивное поведение (можно наблюдать чаще, чем подавленность),
- самоповреждающее поведение,
- застревание в самостимулятивном и повторяющемся поведении,
- повышенная интенсивность самостимулятивного поведения,
- снижение интереса даже к темам и деятельности, которые раньше доставляли удовольствие,
- настойчивое стремление к однообразию, следованию ранее установленным правилам,
- регресс в ранее освоенных навыках,
- снижение мотивации к самообслуживанию,
- отказ от еды (не только избирательность),
- нарушение сна (или, если со сном и ранее были проблемы, изменение характера нарушений сна).

Какие факторы могут потенциально влиять на возникновение депрессии у ребенка с РАС?

- Возраст (риск депрессии увеличивается к подростковому возрасту и достигает пика в зрелые годы),
- Интеллект и тяжесть РАС (люди с низкой степенью тяжести аутизма и со средним или выше среднего IQ подвержены большему риску развития симптомов депрессии и суицидальности),
- Неадаптивные стратегии поведения и модели мышления (дети с РАС, которые научены в стрессовых ситуациях выбирать решение проблем и поиск социальной поддержки, вместо накручивания себя негативными мыслями и выплескивания эмоций в проблемное поведение, подвержены меньшему риску депрессии),
- Социальная мотивация (желание устанавливать значимые связи в сочетании с нарушениями социальной коммуникации и негативной социальной обратной связью повышают риск депрессии),
- Социальная поддержка (отсутствие социальной поддержки и принятия связаны с развитием депрессии),
- Стрессовые ситуации (к сожалению, дети с РАС чаще оказываются в стрессовых ситуациях из-за стигматизации, травли и зависимости от поддержки, и это значительно повышает риск депрессии).

Осведомлены — значит готовы ☝🏻 Внимательно наблюдаем за детьми в спектре, замечаем изменения в их реакциях и поведении, стараемся влиять на факторы, которыми мы управляем, и обращаемся за профессиональной помощью, когда возникают подозрения на депрессию. В отличие от аутизма, для депрессии существует волшебная таблетка. Обидно по незнанию не воспользоваться ею, когда есть такая потребность.

#аутизмблог #аутизмдепрессия #аутизммама #аутизмнепривговор #аутизмпобедим #аутизмсоветы #натальятопурия #мояпланета #инклюзивныйцентрмосква