Изучение предмета «История искусства» в творческом вузе — неотъемлемая часть процесса формирования и развития полноценного художника, обладающего мощным интеллектуальным потенциалом и обширным кругозором. История кафедры «Истории искусств» уходит своими корнями в XIX в., пору становления отечественной науки об искусстве, основоположником которой в наших стенах можно назвать В.И. Бутовского (1815–1881). Разделяя патриотические идеи В.В. Стасова, он впервые обращает внимание на важность изучения будущими художниками истории национального искусства, способствовавшей сложению «русского стиля», в развитии которого Строгановскому училищу принадлежала существенная роль. Училищем был издан ряд фундаментальных научных трудов: публикация «Строгановского
иконописного подлинника (конца XVI — начала XVII столетия», «История русского орнамента», в которой впервые была проведена систематизация русских орнаментальных мотивов. 1890–1910-е гг. явились периодом расцвета училища, когда преподавание истории искусства получает систематическую основу. Изданное в начале 1900-х гг. учебное пособие «Сокращенный курс истории искусств для учащихся» — один из первых учебников по истории искусства в нашей стране, основанный на тезисах лекций С.-В.В. Ноаковского, выдающегося лектора и знатока истории искусства Запада. Ф.Ф. Горностаев вёл лекционный курс по истории русского искусства. Еще в 1870-е гг. в Строгановском училище формируется уникальная исследовательская школа, ориентированная на изучение русского и зарубежного искусства. В период воссоздания Строгановки развитие кафедры было связано с научной и педагогической деятельностью Н.Н. Соболева (1874–1966) и его единомышленника К.А. Соловьёва (1890–1966).
В 1960-е гг. на кафедре «История искусства» появилась плеяда блистательных педагогов и искусствоведов в главе с А.К. Чекаловым, развивавшего «музейно-знаточескую» линию в Строгановской школеискусствознания. Он регулярно организовывал экспедиции студентов на русский Север, результатом которых стала его знаменитая монография «Народная деревянная скульптура русского Севера» 1974 года.
С кафедрой связана деятельность крупнейших специалистов по искусству Италии И.Е. Даниловой и В.Д. Дажиной. Итогом лекционного курса Даниловой
стала монография «Итальянская монументальная живопись Раннего Возрождения» (М., 1970). Поколение талантливых «шестидесятников» представляет также замечательный учёный О.Я. Кочик (1934–2006),
автор монографии «Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова» (М.,1980) и «Мир Гогена» (М., 1991).
Лекционные курсы О.Я. Кочик отличались не только новаторством, но и академически размеренной подачей материала. В 1980-е гг. кафедру возглавил
П.А. Тельтевский (1915–2002) — известный историк русской архитектуры XVII века. В 2014 году кафедра «Историко-философских и гуманитарных наук» и кафедра «Истории искусства» были объединены в общий коллектив кафедры «Истории искусств и гуманитарных наук».
#наука
#история
#искусство
#Строгановка