Албания обрела "независимость" в 1912 году. 28 ноября 1912 года на всеалбанском конгрессе во Влёре была провозглашена независимость Албании. После подписания декларации политические деятели Исмаил Кемали и Луидь Гуракучи вывесили с балкона здания в городе Влере, где собрались авторы документа, албанский флаг с орлом.
Решение сие было "затверждено" 30 мая 1913 года в Лондоне. "Великие державы" признали независимость Албании по Лондонскому мирному договору в мае 1913 года, и даже назначили албанцам князя. Так 21 февраля 1914 года появилось очень недолговечное княжество. Почему недолговечное?
Потому, как назначенный князь Вильгельм Вид (полное имя Wilhelm Friedrich Heinrich Prinz zu Wied) — первый и единственный князь (или мбрет) Албании процарствовал совсем недолго. Ибо в стране началось мусульманское восстание. Не помогло и переименование князя в короля Скандербека II-го. Восстание в княжестве Албания против Вильгельма произошло уже в том же в 1914 году в центральной Албании, в основном среди мусульман. Его возглавили Хакши Камили, Ариф Хикмети, Муса Казими и Мустафа Ндроки.
Повстанцы требовали полной амнистии османским чиновникам и военным, а также возвращения Албании под сюзеренитет султана Османской империи.
Князь посмотрел на все это, почел за благо (по-добру по-здорову) быстро-быстро эмигрировать обратно. В сентябре того же 1914 года он покинул страну, и более в ней не появлялся (хотя сам себя Вильгельм Вид не забывал именовать себя князем Албании). Но это так, "политический фон".
"Воцарение" Вильгельма Вида напрямую связано с появлением у Албании собственного флота. Вики пишет:
"Первым албанским военным кораблем, хотя и церемониальным, была весельная яхта Taurus правительства Австро-Венгрии. Это судно недолго служило королевской яхтой, доставив албанского принца Уильяма в тогдашнюю столицу Албании, портовый город Дуррес, 7 марта 1914 года".
Ну, нет, господа, о чем вы, какие весла? Яхта «Taurus» была построена в 1904 году на знаменитой шотландской верфи David & William Henderson and Company в Глазго на реке Клайд и называлась «Nirvana». Элегантный корабль был заказан французской графиней де Беарн.
Основные технические данные:
Длина – 79,6 м
Ширина – 9,12 м
Осадка – 3,95 м
Водоизмещение – 1220 т (полное – 1375 т)
Корабль был оснащен 2 четырехцилиндровыми паровыми машинами двойного расширения, ( W. Henderson Works в Глазго) Общая мощность – 1720 л/с
2 гребных вал, на которых находились гребные винты диаметром 2,51 м. Максимальная скорость 15,6 узла. Запасы топлива – 264,6 т угля.
«Нирвана» в течение следующих четырех лет выполняла круизы по Средиземному морю. В конце лета 1908 года графиня продала яхту Императорскому и Королевскому флоту Австро-Венгрии, где 17 сентября 1908 года «Нирвана» была официально зарегистрирована в списке флота под новым названием «Таурус». В главной базе австро-венгерского флота в Пуле яхту переоборудовали в авизо (сторожевой корабль) и вооружили двумя 47-мм скорострельных корабельными пушками Гочкиса и двумя 37-мм (тоже Гочкис), Экипаж состоял из трех офицеров и 48 матросов.
8 ноября 1908 года корабль был отправлен в Константинополь. Там «Таурус» заступил на дежурство, сменив старый «Таурус», который отправился на слом. Находясь на службе в Константинополе до марта 1914 года авизо «Таурус» часто ходил по Черному морю и посещал многочисленные порты на его берегах: Констанцу, Одессу, Севастополь, Галац, Смирну и Керчь.
В марте этот корабль доставил вновь назначенного "князя" и в статусе первого албанского боевого корабля ушел на ремонт в Триест. Но албанским он был недолго (как и князь, которого он доставил на своем борту в Албанию).
После капитального ремонта, проведенного весной 1914 года в Триесте, «Таурус» снова был возвращен в Константинополь, а с началом Первой мировой войны переведен в Адриатику и возвращен в Австро-Венгрию. Во время войны «Таурус» служил в Пуле в качестве корабля для размещения пилотов австро-венгерской базы гидросамолетов.
После поражения Австро-Венгрии «Таурус» в качестве по репарациям был передан Италии, которая в 1920 году включила корабль в состав своего флота под названием «Marechiaro».
Спустя четыре года «Марекьяро» переклассифицировали в канонерскую лодку, и установили новое вооружение - четыре орудия калибра 76 мм. После этого корабль служил сначала в итальянских колониях в Африке на Красном море, а позже был переведен в Эгейское море. С 1928 штабное судно (Nave Reale),
использовалось как яхта главы правительства.
В 1927-28 гг. «Марекьяро» был значительно реконструирован на верфи Riva Trigoso в Муджано. Корпус корабля удлинили почти на двадцать метров, настелили новую палубу, значительно увеличили и изменили надстройку. За счет этого водоизмещение увеличилось до 1500 тонн, 76-мм орудия были демонтированы и заменены двумя 57-мм орудиями.
После модернизации корабль переименовали в «Aurora» и он в течение следующих нескольких лет являлся официальной яхтой премьер-министра Италии Бенито Муссолини. В 1938 г. «Аврора» вновь была переклассифицирована в канонерскую лодку, на ней установили четыре 76-мм орудия. После чего «Аврора» начала службу в качестве патрульно-учебного корабля.
После капитуляции Италии во Второй мировой войне и подписания перемирия с союзниками «Аврора» под командованием капитан-лейтенанта Аттилио Гамалери в сентябре 1943 года пыталась уйти из Пулы в Шибеник, затем в Анкону. Однако, в ночь на 11 сентября в открытом море перед Анконой она была перехвачена немецкими торпедными катерами S54 и S61.
После того, как Гамалери не ответил на приказ немцев об остановке S61 выпустил по «Авроре» две торпеды, одна из которых попала в цель. «Аврора» затонула за несколько минут и унесла с собой на дно моря 26 человек. 62 из 88 членов экипажа были спасены и взяты в плен.
Недолго сей корабль был албанским.
Вторым боевым кораблем албанского флота стал вооруженный пароход "Герцеговина". На пароход установили одно горное 75-мм орудие, и использовали для бомбардировки города Кавай (впрочем без особого эффекта). Потом возмутились его владельцы (ибо пароход был во фрахте) и вернули поврежденное судно обратно.
В общем... недолговечный князь, недолговечный флот.
Затем страна стала зоной боевых действий Первой мировой войны, а после – и национально-освободительной. После всех пертурбаций власть захватил бывший губернатор одной из областей Ахмет Зогу. Зогу был вполне классическим диктатором. Он выдавал себя за потомка Александра Македонского, владел тысячами рабов, словом, был плоть от плоти своей глубоко архаичной родины.
В Албании всегда было "весело"
Ахмед-бей Мухтар Зоголлы был сначала премьер-министром. Потом начались волнения, возглавляемый Зогу кабинет министров не подал в отставку ни после выборов, ни после открытия 21 января 1924 года Учредительного собрания. Более того, он попытался в одностороннем порядке укрепить свои позиции, вернув для начала утраченный незадолго до этого пост министра внутренних дел. Однако 23 февраля 1924 года республиканец Бекир Вальтери совершил покушение на Зогу у входа в парламент (в 1945 Вальтери как фашистский активист был казнён по приговору коммунистического Специального суда). Зогу заявил об отставке с поста премьер-министра и покинул страну, чтобы залечить раны. 3 марта новый кабинет министров сформировал один из самых богатых людей Албании, эльбасанский помещик Шефкет Верладжи. Однако в обществе нарастало недовольство. Тем временем Зогу решил убрать своего наиболее опасного противника. 20 апреля 1924 года на одной из улиц Тираны наёмный убийца стрелял в Авни Рустеми. Тяжело раненый, тот тем не менее смог ответить нападавшему, но промахнулся. Через два дня Авни умер в больнице; тело забальзамировали и повезли во Влёру для последующего погребения. Сторонники Зогу не скрывали имени заказчика покушения. На траурную процессию съехалось множество людей со всех концов Албании. После похорон Влёра стала центром готовящегося восстания, и 10 июня вооружённые силы оппозиции вошли в столицу. Зогу и его сторонники бежали в Югославию с отрядом в 500 человек.
16 июня 1924 года было сформировано революционное правительство во главе с Фаном Ноли, которое выступило с декларацией демократических свобод и программой реформ в буржуазном духе. Человек сложной биографии, он сочетал церковное служение с политической деятельностью, причем прежде, чем осесть в Албании, он жил в США, Греции, Египте. В 1921 году он стал депутатом албанского парламента.
Правда, злые языки поговаривали, что епископ Феофан, в миру – Фан Ноли "снюхался с красными", и звали его "красным батюшкой", но это все злые языки. В общем, человек попытался навести в стране порядок.
Но не тут-то было. Ахмет Зогу сбежал в Югославию отнюдь не с пустыми руками, а прихватив почти всю "кассу" страны, и на эти деньги сформировал отряд из своих сторонников и иностранных наёмников численностью около тысячи человек. Одной из частей командовал Гильярди, бывший офицер австро-венгерской армии итальянского происхождения. Ведущую роль в отряде сыграли... бывшие белогвардейцы (вот как ни странно). В Югославии Ахмет Зогу познакомился с полковником Ильей Миклашевским. Миклашевский до Гражданской войны относился к сливкам старой аристократии, старший офицер Кавалергардского полка, старый вояка с опытом Японской и Первой мировой.
Вербовка отряда проходила буквально на улицах, в кофейнях, среди друзей и знакомых. Характерна история ротмистра Льва Сукачева. Отличный офицер, в мирной жизни он не преуспел и сменил в Сербии несколько работ: сначала пограничник, потом истопник, садовник в женской медицинской академии. Оттуда он уволился, но вовсе не из-за романтических коллизий. Ротмистр от отчаяния выдал себя за агронома, но получив задание засадить парк тополями, по ошибке высадил… калину. В декабре 1924 года ротмистр сидел в кафе и, подперев щеку кулаком, грезил о должности таксиста в Париже, когда туда заявился Миклашевский с предложением повоевать в Албании.
В этой же банде оказался и полковник Кучук Касполетович Улагай (тот самый). "Черный гусар" Сукачев вместе с Улагаем в Белграде работали на одной маленькой фабрике, на которой первый выдавливал металлические абажуры, а рядом Кучук их красил в зеленый и белый цвета. Потом оба оказались в банде А.Зогу. Полковник сербской службы Миклашевский стал одновременно албанским офицером, несостоявшийся мастер абажурных дел Улагай возглавил пулеметную команду. Артбатареей командовал Иван Барбович, бывший кавалерийский командир Врангеля. На 108 человек отряда приходилось сразу пять полковников. Войско располагало четырьмя бронзовыми немецкими пушками и восемью пулеметами.
17 декабря отряд пересек границу Албании. За девять дней банда захватила Албанию нанеся поражение войскам епископа Ноли. 26 декабря армия Зогу торжественно вошла в столицу Албании, Тирану.
Епископ Фан Ноли бежал. Через три дня Зогу разослал во все дипломатические представительства Албании за рубежом телеграммы, что «революционное правительство Фан Ноли» свергнуто им, «главнокомандующим операции», и восстановлено «законное правительство». Фан Ноли и ещё шесть членов кабинета министров был заочно приговорены к смертной казни (им удалось покинуть Албанию на итальянском пароходе).
15 января 1925 года в Тиране собрались сохранившие верность Зогу парламентарии. Через шесть дней на сессии собрания, названного учредительным, была торжественно провозглашена республика, и образована комиссия для выработки конституции. Первые её статьи депутаты утвердили уже через 10 дней после начала заседаний, что дало основание для избрания Ахмета Зогу президентом, который одновременно являлся премьер-министром, министром иностранных дел и главнокомандующим армии.
2 марта был принят окончательный вариант конституции. В стране устанавливалась республиканская форма правления с двухпалатным парламентом: сенат из 18 сенаторов (6 из которых назначались президентом, а 12 избирались сроком на 6 лет), и палата депутатов, избиравшаяся на 3 года двухстепенным голосованием. 16 марта президент опубликовал декрет о выборах в парламент. Выборы принесли полную победу сторонникам Зогу. Первое заседание нового парламента состоялось 1 июня 1925 года.
Но республика просуществовала всего 3 года (но это отдельная история). С этого момента начинается новая эра в создании албанского флота.
(продолжение следует)