Алексей Баталов стал известным на весь мир благодаря фильму «Москва слезам не верит», но его карьера включает множество других значимых работ. Даже спустя годы после его смерти зрители продолжают ценить его роли и пересматривать фильмы, которые были удостоены признания как критиков, так и публики.
Алексей Владимирович Баталов родился в ноябре 1928 года в городе Владимир. По национальности он наполовину русский и наполовину поляк. Его детство прошло в театральной среде: его родители, Владимир Баталов и Нина Ольшевская, были актёрами Московского художественного театра. С ранних лет Алексей был окружён театром и знаменитостями.
Когда ему было всего несколько лет, его родители развелись. Мать вскоре вышла замуж за Виктора Ардова, который стал для него вторым отцом. Виктор поддерживал все начинания Алексея и вдохновлял его. В этом браке Нина родила ещё двоих сыновей — Михаила и Бориса. Борис стал отцом актрисы Анны Борисовны Ардовой, племянницы Алексея.
Первые годы совместной жизни были трудными: за стенкой жила бывшая жена Виктора. Однако вскоре они переехали в новое жильё, где обосновались среди творческих людей. Значительное влияние на Алексея оказала поэтесса Анна Ахматова, часто посетившая их дом.
В одном из своих интервью Баталов шутил, что видел Ахматову чаще, чем свою бабушку. Она привила ему хорошие манеры, научила правильной речи и познакомила с историей Москвы. Хотя она не воспитывала его напрямую, её влияние было велико: именно она первой обратила внимание на его поэтические способности и талант к рисованию. После его возвращения из армии она подарила ему деньги на первую машину.
Как позже вспоминал сам Алексей Баталов в интервью, Анна Ахматова на самом деле помогала ему финансами, чтобы он мог купить хорошую одежду. Когда поэтесса узнала о покупке машины, её единственным вопросом было: «Что, пиджака не было?»
В доме, где рос Баталов, часто собирались выдающиеся личности, такие как Иосиф Бродский и Михаил Булгаков. Общение с такими людьми пробуждало в юном Алексее любовь к искусству. Однако его актёрский талант впервые проявился, когда семья оказалась в эвакуации.
С началом войны Нина Баталова вместе с тремя сыновьями, самым младшим из которых было чуть больше года, была эвакуирована в татарский город Бугульму. Там Нина организовала театр, и Алексей сначала работал на сцене. Вскоре юноше доверили первую роль, пусть и без слов. В этот момент Баталов осознал, что его призвание — театр, даже если не в качестве актёра, то хотя бы вблизи искусства.
После войны Алексей поступил в Школу-студию МХАТ, где учился под руководством Сергея Блинникова и Виктора Станицына. На тот момент у него уже был некоторый опыт выступлений на сцене и в кино, но настоящая популярность пришла гораздо позже.
После окончания Школы-студии МХАТ, Алексея Баталова призвали в армию. Он служил в Театре Советской Армии, где, в основном, исполнял обязанности закулисного рабочего, но в свободное время ему удавалось играть для собственного удовольствия.
После возвращения из армии осуществилась его давняя мечта — его приняли в труппу МХАТ. Однако отношения с театром не оправдали его ожиданий: Алексею предлагали в основном небольшие и незначительные роли. Устав от ожидания удачи и поддержки со стороны руководства, Баталов решил покинуть театр и сосредоточиться на работе в кино. Этот выбор оказался удачным.
Алексей дебютировал в кино ещё в 1944 году. Он вспоминал, как однажды в школе к ним пришли кинематографисты, которые искали талантливых учеников для съёмок. Юноша приложил все усилия, чтобы произвести хорошее впечатление, и это не прошло незамеченным. В фильме «Зоя», посвящённом Зое Космодемьянской, он сыграл одноклассника главной героини.
Одной из его удачных работ стала картина «Дело Румянцева», выпущенная Хейфицем в 1956 году. На съёмках ему пригодились навыки вождения, так как он исполнил роль водителя. Баталов позже отмечал, что образ Румянцева в чём-то напоминал Журбина, но оба персонажа имели общие черты с самим актёром.
Среди любимых работ Алексея выделяется пронзительная драма «Летят журавли», снятая по повести Виктора Розова. Роль интеллигентного и мужественного Бориса произвела сильное впечатление на советских зрительниц, а его экранная любовь с героиней Татьяны Самойловой была признана одной из самых трагичных. Фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале.
Для участия в фильме «Три толстяка» Алексей Баталов почти год обучался искусству канатоходца, и в этом ему активно помогала его жена, профессиональная циркачка. Хотя фильм не привлёк особого внимания критиков, он стал любимым среди советских детей.
Следующим значимым проектом в карьере Баталова стала драма «Звезда пленительного счастья», посвящённая восстанию декабристов. В этом фильме он исполнил небольшую, но запоминающуюся роль князя Трубецкого.
После этого в фильмографии актёра появлялись новые работы, но уже не так часто, а с приходом нового века он вообще исчез с экранов. Последним его появлением в кино стало короткое участие в фильме «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя».
Кульминацией актёрской карьеры Алексея Владимировича стал фильм «Москва слезам не верит». Его персонаж, рабочий-интеллигент Гоша, надолго запал в сердца зрительниц. Он получал множество писем от поклонниц, мечтавших получить автограф или фото кумира.
Имея богатый опыт в кино, Баталов решил попробовать себя в роли режиссёра. Его дебютом стал фильм «Шинель», основанный на произведении Николая Гоголя. Главную роль в фильме исполнил Ролан Быков, но картина не имела особого успеха.
Позже Баталов работал над проектом «Три толстяка», где он отвечал как за исполнение роли Тибула, так и за режиссуру. Последним его проектом стал фильм «Игрок». После этого Алексей Владимирович решил оставить режиссёрскую деятельность, объяснив своё решение переездом в Москву из Ленинграда, где осталась съёмочная команда. Создать новую команду не удалось.
Тем не менее, в его жизни остались радиопостановки. Он адаптировал «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира и «Белые ночи» Фёдора Достоевского. Каждая из его работ считается образцом радиоспектакля, прекрасно поставленного и исполненного, сохранившего замысел и характер оригинала.
Жизненный и актёрский опыт Алексея Баталова лег в основу его литературного творчества. Его первая книга, «Судьба и ремесло», была издана в 1984 году в издательстве «Искусство». Позже появились «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной в соавторстве с Михаилом и Борисом Ардовыми.
Кроме работы в кино и написания книг, Баталов также занимался озвучиванием. Он подарил свой голос персонажам мультфильмов, а также художественных и документальных фильмов. К каждой своей работе он подходил с высокой степенью ответственности и профессионализма.
В интервью Алексей Владимирович признавался, что в молодости он был робок и стеснителен в общении с женщинами. Его первой женой стала подруга детства Ирина Ротова. Они поженились вскоре после окончания школы, и в их семье родилась дочь Надежда. Однако ранний брак оказался несчастливым, и пара вскоре развелась.
Настоящее счастье в личной жизни Баталов нашёл со своей второй супругой — циркачкой Гитаной Леонтенко. Он влюбился в неё с первой встречи, но пожениться удалось только спустя десять лет. Гитана подарила Алексею Владимировичу дочь Марию Баталову. К сожалению, во время родов девочка получила травму, что привело к диагнозу ДЦП.
Алексей приложил все усилия, чтобы его дочь нашла своё место в жизни. Она стала сценаристом и известной писательницей. Баталов гордился Марией, считая её умной и талантливой, и незадолго до своей смерти завещал ей всё своё состояние.
С Гитаной Леонтенко Алексей Владимирович прожил 50 лет, и никто не сомневался в его любви и верности.
Читайте также статьи:
Ирина Мурзаева. Так и не обрела счастье в личной жизни. Как жила актриса?