Ирина Мурзаева — выдающаяся советская актриса театра и кино, которая завоевала признание благодаря своим талантливым ролям. Фильмы «Бабушка» и «Соседка», а также участие в популярном тележурнале «Ералаш» сделали её любимицей зрителей.
Родилась актриса 15 мая 1906 года в Красноуфимске. Её родители были педагогами: отец преподавал изобразительное искусство, а мать работала в начальной школе. Семья часто меняла место жительства, пока не обосновалась в Москве.
В столице мать Ирины возглавила детский дом на улице Шаболовке, и вся семья занялась педагогической деятельностью. Отец, увлечённый творчеством, организовал театр теней, что и познакомило маленькую Иру с драматургией.
После окончания гимназии Ирина присоединилась к драмкружку, где её наставником был актёр Николай Плотников. Несмотря на трудности в общении с ним, она не потеряла веру в свои способности и поступила в Московский государственный техникум имени Луначарского, а также начала учёбу в Литературном институте имени Брюсова.
Спустя год Ирина сосредоточилась на актёрской карьере и оставила второй вуз. После окончания техникума её направили в Свердловский театр юного зрителя, а затем она вернулась в Москву. Здесь Мурзаева прошла отбор в театр-студию Рубена Симонова, где вскоре стала ассистентом режиссёра и преподавателем.
В 1937 году Ирина Мурзаева начала свою карьеру актрисы, а затем стала режиссёром в театре Ленинского Комсомола, где работала до 1956 года. Именно в этом театре она раскрыла свой комедийный талант, исполнив множество ролей из классического репертуара. Однако из-за разногласий с новым руководством ей пришлось покинуть коллектив. Подобно своей молодости, она с достоинством ушла из места, где её ценили недостаточно. В дальнейшем она продолжила работу, руководя драматическими кружками.
Её кинодебют состоялся в 1941 году с фильмом «Сердца четырех», однако из-за войны картина вышла на экраны лишь в 1945 году. В этой ленте Мурзаева сыграла роль Тамары Спиридоновны, специалиста по маникюру, что принесло ей всенародную известность.
Эта роль вписала её в число «королей эпизодов». Хотя главные роли ей редко доставались, она виртуозно владела комическим амплуа в ролях второго плана. Образы забавных женщин, созданные ею на экране, принесли ей славу. Мурзаева не считала себя привлекательной, но создала уникальный образ, который использовала как творческое преимущество. Её фотографии были редки, а образ в купальнике воспринимался зрителями с юмором, что даже советские цензоры не считали вызывающим.
Фильмы «Свадьба» и «Близнецы» позволили ей работать с такими звездами, как Фаина Раневская и Татьяна Пельтцер. В последующем она снималась в небольших ролях в таких картинах, как «Анна на шее», «12 стульев» и «Сказка о потерянном времени».
Мурзаева была известна своим умением добавлять уникальные черты в образы, делая персонажей запоминающимися. В фильме «Железный поток» её персонаж, баба Горпина, уносит из горящей деревни самоварную трубу, символизируя надежду и стремление к новой жизни. В «Простой истории» она сыграла мать деревенской девушки, роль которой исполнила Нонна Мордюкова.
В комедии «Женатый холостяк» Ирина Мурзаева сыграла бабушку Анну Христофоровну, сватью молодого шофёра. Её участие в фильме добавило искренности и юмора к сюжету, демонстрируя, что комическое амплуа «старушки» может быть многослойным и глубоким.
На закате своей карьеры актриса активно вела детские кружки и часто участвовала в съемках детской программы «Ералаш». Её естественность и профессионализм всегда находили отклик у зрителей, делая каждое её появление на экране незабываемым.
Первый брак Мурзаевой был краткосрочным и оставил глубокий след в её жизни, усилив чувство независимости. Второй брак с актёром Николаем Толкачевым, казалось, должен был принести счастье, но также закончился разводом, и все трудности воспитания сына Бориса легли на её плечи.
Разница между её публичным образом и личной жизнью иногда вызывала недопонимание у коллег и знакомых, которые не могли поверить, что за яркими ролями скрывается такая скромная и серьёзная женщина. Это создавало вокруг неё ауру тайны и недосягаемости. Её увлечения были скромны и домашни, а необходимость заниматься повседневными делами вызывала у неё дискомфорт. В глазах окружающих она казалась не приспособленной к быту, что усиливало образ «актрисы из другого мира», живущей в мире своих персонажей и книг.
Мурзаева не искала новых романтических связей, полностью посвящая себя сыну и своему искусству.
Ирина Мурзаева покинула этот мир 3 января 1988 года, скромно и почти незаметно для широкой публики и киноиндустрии, которая привыкла почитать своих выдающихся деятелей. Обстоятельства её смерти остаются неизвестными, что лишь добавляет таинственности к её биографии. Прощание с актрисой прошло в узком кругу — среди её близких: сына, внука и преданных друзей, которые были рядом с ней на протяжении всей жизни.
Читайте также статьи:
Алла Покровская. Бросила мужа ради Ефремова. Кто дети и внуки?