Есть такая книжная серия «Жизнь замечательных людей». Очень увлекательная. А в Тарко-Сале несколько городских улиц названы в честь наших не менее замечательных земляков. Гуляя по набережной или спеша поутру на работу, в суете буден не часто вспоминаем мы их имена. Но сегодня есть повод сделать это - неотвратимо грядущее 90-летие Тарко-Сале. И не просто вспомнить, а всмотреться в лица тех, кто стал частью нашей общей истории.
Автор: Андрей ПУДОВКИН, фото: Алина ШАХУЛОВА, архив Петра КОЛЕСНИКОВА
Набережная Саргина
Набережная Пяку-Пура получила имя Михаила Саргина в августе 1998 года. С этого места, собственно, и начинается история Тарко-Сале.
Вот как об этом вспоминал сам Михаил Константинович: «После создания в 1930 году национальных округов началось их районирование… Более ста оленьих упряжек из окружного центра Обдорска (ныне Салехарда) двинулись в путь. Я был в экспедиции рабочим».
В конце декабря 1932 года часть экспедиции достигла места слияния рек Пяку-Пур и Айваседо-Пур: «Где пешком, где на лыжах и оленях, были обследованы берега обеих рек на 3-5 километров вверх и вниз по течению. Наиболее высоким оказался правый берег Пяку-Пура. На одной из сосен я сделал затёс и написал на нём: «Строиться здесь!» Ненцы подсказали, как назвать посёлок: Тарко-Сале, что в переводе означает: «Тарко»- стрелка, мыс, «Сале» - гора, - рассказывал Саргин. - Затем началась подготовка к выборам в районный и кочевые Советы. По стойбищам и селениям были разосланы гонцы… Съезд состоялся в один из мартовских дней 1933 года. На нём присутствовали около 40 делегатов... Проходил съезд прямо на улице, поскольку помещения, способного всех вместить, не было… Председателем исполкома райсовета избрали ненца Ляко Айваседо, пользовавшегося большим авторитетом у населения… Погода в день выборов стояла хорошая, и прошёл он как большой праздник. Состоялись оленьи гонки, победителям вручили призы».
В Тарко-Сале на здании Центра социального обслуживания населения Пуровского района размещена памятная мемориальная доска, посвящённая Михаилу Константиновичу Саргину.
Улица Тарасова
Ещё 27 января 1967 года в Тарко-Сале появилась улица Тарасова. Андрей Фёдорович - участник Великой Отечественной войны, буровой мастер, геологоразведчик. Вот что о нём написано в сборнике «Энергия Ямала».
«Слесарь, верховой рабочий, помощник бурильщика Валдайской нефтеразведочной экспедиции… Помощник бурильщика Тюменской геологоразведочной экспедиции… Бурильщик Южно-Челябинской нефтеразведочной экспедиции… Бурильщик Берёзовской экспедиции… Буровой мастер Полноватской, Сартыньинской нефтеразведочных партий, Березовской и Тарко-Салинской нефтегазоразведочных экспедиций. Работал в геологических организациях региона с самого основания тюменской геологии.
Коллектив, руководимый Тарасовым, вёл разведку Игримского, Похромского, Сысконсыньинского месторождений газа с общими запасами более 70млрд кубометров. Осенью 1965г. бригада была переведена в Пуровский район на вновь открытое месторождение газа и сразу же успешно пробурила скважину №2, подтвердившую высокую оценку Пурпейского месторождения. Оно названо Тарасовским.
Бригаде Тарасова первой в Тюменском территориальном геологическом управлении было присвоено престижное звание «Бригада коммунистического труда».
Улица Бесединой
Улицу назвали в августе 1998 года. Кристина Васильевна Беседина - наша коллега, работала в здешней типографии.
Вот что писал о ней «Северный луч»» в 1996 году: «Первый день 1941 года стал для Тарко-Сале знаменательным: Кристина Васильевна открыла первую типографию, в которой и стала выходить газета «Едай ил», позднее - «Новая жизнь». Кристине было тогда 23 года (приехала она на Пуровскую землю по комсомольской путёвке из Салехарда, где работала наборщиком в окружной типографии. - Авт.).
Под типографию отвели домик на берегу реки, в нём в маленькой комнатке и жила заведующая. Большое помещение в то время и не требовалось, весь коллектив состоял из завтипографией, редактора газеты, бухгалтера и ответственного секретаря…
Газета рассказывала своим читателям о том, что происходит в стране, в райцентре, на периферии, делая героями заметок рыбаков, пастухов, охотников, и пользовалась популярностью у таркосалинцев.
Война застала всех на рабочих местах. Спрос на газету увеличился. Нагрузка на сотрудников тоже. Редактор приходил в редакцию ночью и, настраивая приёмник на нужную волну, принимал информационные данные и сводку Совинформбюро, обрабатывал материалы и отдавал в типографию печатать.
Без света, при лампах газета делалась, несла людям информацию…
После закрытия газеты «Новая жизнь» Кристина Васильевна работала райорганизатором по подписке центральных газет. Её трудовая жизнь отмечена правительственными наградами».
Улица Куликова
В августе же 1998 года ещё одна улица Тарко-Сале получила своё имя.
Аркадий Прокопьевич проживал в Пуровском районе с середины 1930-х годов, из Тарко-Сале был призван на фронт, воевал рядовым, погиб в 1944 году.
Совсем немного информации сохранилось об этом человеке. Но есть замечательное наследие - его потомки. Так, Николай Николаевич Куликов, внучатый племянник Аркадия Прокопьевича, был главой Уренгоя.
А вот что записано в Книге памяти Пуровского района: «Куликов Аркадий Прокопьевич (дата и место рождения не установлены), до войны жил в Тарко-Сале, образование - три класса, работал в Пуровском райпо, затем переведён в п.Ивай-Сале разъездным продавцом (на плашкоуте обслуживал рыбаков товарами). Призван Ямало-Ненецким окрвоенкоматом (даты нет). Был рядовым, погиб на фронте 17 июля 1944г., похоронен в Витебской области Белоруссии».
Сохранился единственный снимок, сделанный в окопах, когда боец фотографировался для партийного билета и ещё успел с фронта отправить его матери.
P.S. Автор публикации искренне признателен председателю Думы Пуровского района Петру Иосифовичу Колесникову за предоставленные материалы.
Окончание следует...