Найти тему

Мосты, которые мы подняли, снова падают! Найденные записи немцев о русском фронте

Оглавление

Немногие вспоминают, что в Первую мировую войну немцы столкнулись не только с трудностями перешивки русской колеи 1524 мм на европейскую 1435 мм, но и с восстановлением железнодорожных мостов, которые разрушали русские войска при отступлении.

Особенности русских рек 🌊🇷🇺✨

В сохранившихся записях можно найти жалобы немцев на то, что у них нет информации о паспортах мостов. Каждое восстановление моста было почти что лотереей, так как не было времени провести необходимые исследования и изучить поведение рек. Немцы отмечали, что русские реки имеют свои особенности. Они характеризуются широким, нерегулируемым руслом, заполненным галькой. Русло постоянно меняется. Может возникнуть внезапный быстрый подъём воды с ледоходом, который может быть вызван неожиданным весенним паводком. Непредсказуемость русских рек очень опасна для восстанавливаемых немцами мостов.

При строительстве мостов в России русские инженеры как раз учитывали эти особенности рек. Мостовики стремились уменьшить количество опор и сделать пролёты как можно длиннее, чтобы обеспечить достаточное отверстие моста для свободного потока воды. И такие длинные пролеты в России могли иметь длину аж 90 метров! Сейчас такими длинами никогда не удивишь, но в то время немцев шокировал данный факт. Еще бы, по методике Журавского проектировали мосты. Почитайте про эту личность здесь, самая настоящая гордость России.

*Отверстие моста - это всё суммарное свободное пространство между опорами. Чем больше отверстие, тем больше места для потока воды.

-2

💥 РАЗРУШЕНИЕ МОСТОВ 💣🌉

Большие мосты русские обычно разрушали через взрыв отдельных быков или ферм вблизи опор. То есть скидывали пролет. Если мост был высоким, то после падения его пролетное строение становилось непригодным для дальнейшего использования. Однако, если высота мостов была незначительной, упавшие фермы почти всегда можно было поднять и использовать повторно.

-3

Если одновременно со взрывом опор балки были перебиты по середине, это приводило к самым серьёзным последствиям. В таких случаях использовать пролетное строение было уже нельзя

Уже на начальном этапе восстановления мостов, особенно в условиях весеннего половодья и ледохода, необходимо было предусмотреть возможность создания больших (длинных) пролётов. Использовались прокатные балки и заранее подготовленные военно-разборные конструкции. Кроме того, были применены и отдельные шарнирные мосты.

-4

Если большие металлические мосты оказывались взорванными у опор и сброшенными, то при восстановлении мог применяться способ подъёма ферм. Образцом германской техники являются восстановленные таким образом мосты через Вислу у Варшавы и через Двину у Риги. В этих мостах пролетное строение было поднято лишь над уровнем высокой воды, а разница до прежней высоты проезжей части была заполнена деревянной рамной конструкцией.

-5

В качестве опор для крупных мостов чаще всего использовались сваи, которые могли образовывать быки, надстроенные ярусами из деревянных рам. Если грунт был сложным, например, скальным, то работы со сваями были затруднительными, тогда применялись рамные опоры. Они устанавливались на бетонный фундамент, а затем заделывались в бетон, что позволяло избежать свайных работ.

Острая нехватка материалов ⚠️. Построили мост из шпал и рельсов 🌉🛤️.

В начале войны, когда немцам не хватало материалов или было трудно доставлять эти материалы до места строительства, малые мосты восстанавливали с использованием шпал и рельс, которые находили на месте.

Шпальные клетки использовались в качестве опор только для мостов с небольшой высотой, так как требовали тщательного соединения отдельных шпал.

Рельсы же могли применяться как продольные балки только для мостов с небольшими пролетами, иначе они слишком сильно прогибались бы под нагрузкой от подвижного состава.

Мосты, построенные из шпал и рельс, приходилось быстро заменять на более прочные конструкции.

Пример шпальных клеток. Источник https://habartorg.ru/files/coins/10979/orig_albom_snimkov_soorujeniy_razrushennyh_v_1914_godu_pervaya_mirovaya_voyna_jeleznaya_doroga.jpg
Пример шпальных клеток. Источник https://habartorg.ru/files/coins/10979/orig_albom_snimkov_soorujeniy_razrushennyh_v_1914_godu_pervaya_mirovaya_voyna_jeleznaya_doroga.jpg

Трудности с ледоходом 🧊❄️

Особое внимание уделялось защите мостов от половодья и ледохода. Для этого использовались ледорезы и прочная обшивка быков и устоев, чтобы предотвратить повреждение опор. Пример того, как ледоход может повредить опоры, вы можете наблюдать ниже.

Пример повреждения опор ледоходом
Пример повреждения опор ледоходом

Ледорезы обычно устанавливались отдельно от опор, чтобы сотрясения от ударов льда не передавались на деревянные опоры моста. В отличие от массивных опор, деревянные не могли выдерживать сильное боковое давление. Ледорезы были снабжены прочными раскосами из металла. Помимо этого, они были обиты толстыми досками, крытыми листовым материалом, а деревянные части скреплялись болтами. Также применялись плотничные соединения (врубки) для передачи усилий непосредственно с дерева на дерево.

Из-за особенностей половодья и ледохода на русских реках особое внимание уделялось быстрой уборке обломков разрушенных мостов, чтобы избежать повреждения новых сооружений. Учитывая продолжительность этих работ, они начинались заблаговременно, чтобы успеть завершить их вовремя. Для этого были сформированы команды водолазов для подводной резки, а также привлекались частные предприятия.

Весной, когда таял снег, возникал ледоход, что увеличивало объем работ железнодорожных войск. Требовалось больше людей для предотвращения надвигавшихся опасностей. Если весенние оттепели совпадали с дождями, то, увеличивалось число и мощность водотоков, и возрастала опасность для восстановленных временных мостов.

Бешенный ледоход 🧊💨

Так, однажды, при восстановлении одного их мостов конце декабря из-за оттепели уровень воды стремительно поднялся. Ледяная корка реки треснула, и по реке понеслись огромные льдины толщиной более 30 сантиметров, а также обломки снесенных мостов и множество бревен.

Правый берег реки был завален обломками взорванного моста. В этом месте лёд образовал затор, который забил реку до самого дна. Между левой и средней речными опорами с огромной скоростью и диким треском неслись огромные массы льда. Лед давил на толстую досчатую обшивку левого и среднего ледорезов, подрезая их наружные сваи.

Затор льда у правого берега изменил направление течения перед самым мостом, направив его косо на левую речную опору. В результате тяжелые льдины ударялись в сваи опоры, разрушая их. Две откосные сваи этой опоры были полностью разрушены, несколько других повреждены, а большая часть схваток и раскосов сломаны.

Люди, находившиеся на нижнем ярусе опоры, старались отталкивать льдины длинными баграми или разбивать их топорами, но вскоре поняли своё бессилие перед силами природы.

Для обеспечения безопасности мостов были необходимы обширные, трудные и даже опасные меры. В основном они заключались во взрывании льда, раздроблении больших льдин, несущихся по воде к мосту.

Внезапные паводки 🌊

Во время весеннего паводка было обнаружено, что некоторые мосты, особенно на недавно построенных линиях, не имеют достаточной пропускной способности для больших объёмов воды. В Литве и Курляндии даже небольшие ручьи во время таяния снегов увеличивались и несли огромное количество воды с большой скоростью. Поэтому там, где мосты изначально были спроектированы с недостаточными пролётами, потребовалось их перестраивать.

-8

Когда немцам было не до перешивки русской 1524 колеи

Восстановление основательно разрушенных больших мостов занимало много времени. Во многих случаях приходилось срочно принимать хоть какие-то решения, чтобы как можно быстрее открыть движение на другой стороне берега и обеспечить доставку грузов.

Например, нередко немцы отказывались и от перешивки колеи на мосту. Мост приходилось переезжать на русских паровозах. Но только если их хватало. А если нет, то тяга могла осуществляться лошадьми.

Если мост был двухпутным, то один путь быстро восстанавливался под колею 1524 мм, а другой путь потихоньку перешивали на европейскую колею.

Лошади, конечно, не сравнятся с паровозом. Так что случалось даже то, что привозили издалека русские паровозы с вагонами и быстро передавали на другой берег с помощью паромов.

Русские реки и немецкие усилия

В ходе Первой мировой войны немцы столкнулись с огромными трудностями при восстановлении разрушенных мостов, которые были уничтожены русскими войсками. Они понесли значительные потери, прежде чем смогли восстановить движение и построить новые мосты.

Мосты, которые были затоплены в результате боевых действий и непредсказуемых природных условий, требовали колоссальных усилий для восстановления. Для полноценного восстановления приходилось заново проектировать мосты, учитывая особенности русских рек.


Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь!