📌СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ #сенсорнаяинтеграция - это нейрофизиологический процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от органов всех чувств : вестибулярный аппарат, проприоцепция (ощущение тела), зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Мозг решает какая сенсорная информация важна, какая нет!
Затем он обрабатывает эту информацию для дальнейшего использования в повседневной жизни: для обучения, поведения, эмоций.
То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий.
Легчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается.
С возрастом проблемы множатся и возникают трудности с развитием, обучением в школе и поведением.
Ребенок оказывается неспособным правильно реагировать на определенную сенсорную информацию.
Когда информации слишком много, мозг перегружен и принуждает ребенка избегать новых впечатлений.
Когда информации слишком мало, мозг ищет дополнительные сенсорные стимулы.
ПОПЫТАЕМСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО СЕНСОРНЫМ СИСТЕМАМ.
✔️СЛУХ:
ребенок боится неожиданных или громких звуков;
закрывает уши руками;
не может гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении.
✔️ЗРЕНИЕ:
ребенок предпочитает находиться в темноте;
ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света;
напряженно смотрит на людей или предметы;
избегает контакта "глаза в глаза".
✔️ОБОНЯНИЕ:
ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы;
не переносит крепких запахов.
есть признаки пищевой избирательности
✔️ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА:
ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности; хватается за других людей, мебель, предметы;
имеет слабую мускулатуру, легко утомляется;
ходит на цыпочках.
✔️ДВИЖЕНИЯ:
ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами;
избегает подъемов, лазания и прыжков;
не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.
✔️ПРИКОСНОВЕНИЯ:
ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д.;
чрезмерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постельному белью);
не любит прикасаться к людям и предметам;
избегает ходить босиком, особенно по траве и песку;
у него понижена болевая и температурная чувствительность.
✔️ВНИМАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ:
ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть;
плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; кажется тревожным;
склонен к инцидентам;
ему трудно заводить друзей, выражать эмоции.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие моменты:
✔️Способность уделять внимание задаче зависит от способности тормозить несущественную сенсорную информацию — окружающий шум или зрительные образы.
✔️У многих детей не развито защищающей, тормозящей способности нервной системы.
Это может выражаться в рассеянности, гиперактивности или импульсивности — ребенок без "тормозов".
✔️Ребенок кажется неорганизованным, ему не хватает целеустремленности. Поэтому он не в состоянии исследовать окружающий мир, полноценно играть.
Он может казаться неуклюжим и плохо держать равновесие.
Ему трудно успокаиваться после физических игр.
✔️Негативное поведение имеет скрытую причину.
Ребенок может быть вспыльчивым, возбужденным, кричать из-за ерунды — например, из-за того, что испугался незнакомых звуков, увидел нечто непонятное или ему просто мешает складка в одежде.
ОБЩИЙ СИМПТОМ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ - НЕСПОСОБНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ НЕОБХОДИМОЕ СОСТОЯНИЕ ВНИМАНИЯ, А ТАКЖЕ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЗАДАЧЕ.