Задание №21 является заданием высокого уровня сложности. Большинство сдающих экзамен не справляются с данным вопросом полностью, чаще всего приводя аргумент только относительно истории России. Трудности с заданием, во многом обусловлены нехваткой времени на изучение материала по Всеобщей истории, поскольку больший акцент делается на историю Отечества. Тем не менее, успешно подготовиться к решению данного вопроса возможно, следуя определенной методике и способам запоминания исторических процессов.
Вопрос 21 направлен на проверку у экзаменуемого умения аргументировать представленную в задании точку зрения. Особенностью, в тоже время и сложностью, является то, что в задании предлагается сопоставить или сравнить сходные события, процессы, явления, исторические личности истории России и истории зарубежных стран (Европы, Азии, Америки и т. д). Для того, чтобы провести анализ указанных в вопросе положений необходимо привести два аргумента, которые подтвердят сформулированной в задании тезис. Аргументы должны быть подкреплены историческими фактами. Только в данном случае ответ на вопрос будет засчитан. Таким образом, данное задание проверяет умение экзаменуемого чётко и грамотно изложить свои мысли в соответствии с поставленной перед ним задачей. Для качественного выполнения вопроса стоит разобраться с некоторыми ключевыми и центральными понятиями, без понимания которых невозможно решить задание – это аргумент, исторический факт, причинно–следственные связи. Аргумент – это суждение, или их совокупность, посредством которой обосновывается или опровергается предоставленное Вам утверждение. То есть, если в задании Вас просят, к примеру, привести аргументы в подтверждение точки зрения, что норманны значительным образом повлияли на становление государства на Руси и в Англии в середине IX-XI в., Вам стоит привести доказательства, которые бы обосновали это утверждение. Формулировка аргумента основывается на использовании исторических фактов и построении причинно-следственных связей. Таким образом, все эти понятия взаимосвязаны между собой. Данную схему можно выразить в следующем виде:
Исторический факт – это реальный фрагмент исторической действительности. Например, обратимся уже к упомянутому выше вопросу, то такими фактами, которые обосновали бы это суждение являются: (факт в пользу России) в 862 г., согласно Повести временных лет, произошло призвание варягов (норманны), а в 882 г. Русь была объединена в единое государство. Для Англии можно упомянуть о битве при Гастингсе в 1066 году. Однако простое упоминание фактов не дает нам полного представления о том, какое значение или влияние оказали эти события на дальнейшую историю стран. Здесь нам необходимо устанавливать причинно-следственные связи. Причинно-следственная связь – это некая взаимосвязь, при котором факт, порождает другое событие/явление/ процесс, именуемое следствием. Таким образом, приведя в доказательство факт, о призвании варягов в 862 году, стоит сказать о том, как это сказалось на складывание государства. Изучив и разобравшись в терминологии, разберем задание целиком:
В середине IX - XI в. народы Северной Европы подверглись опустошительным набегам норманнов. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что норманны значительным образом повлияли на становление государства на Руси и в Англии: один аргумент для Руси и один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ оформите в следующем виде.
Аргумент для Руси:
Аргумент для Англии:
1) (ФАКТ): В 862 году, как сообщает летопись, новгородцы призывают варягов под предводительством Рюрика, который стал основателем первой княжеской династии – Рюриковичей. (ФАКТ): Уже в 882 году приемник Рюрика Олег объединяет Киев и Новгород, убив двух киевских князей – Аскольда и Дира. (ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ): Это способствовало объединению большинство славянских племен в единое государство со столицей в Киеве, что выражалось в создании единой системы сбора дани – полюдья, единой властью князя и т. д.
2) (ФАКТ): В 1066 году нормандский герцог Вильгельм II в битве при Гастингсе разбил войска последнего англосаксонского короля Гарольда II. (ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ): Став королем Англии, Вильгельм II, получивший новое имя Вильгельм I Завоеватель, начал проводить политику по объединению и централизации государства, раздав земли своим баронам и заставив их лично подчинятся королю. Также была проведена земельная перепись («Книга Страшного суда») для уточнения сведений о недвижимой собственности.
Таким образом, следование данной структуре позволит грамотно выполнить задание и чётко изложить свои аргументы.
Отдельно стоит разобрать критерии оценивания. За два верных аргумента выставляется 3 балла. Один верно данный ответ составляет 2 балла. Отдельно стоит обратить внимание на то, что если в двух аргументах экзаменуемый даст только исторический факт без его объяснения, то проверяющими будет выставлен только 1 балл. За неверно данные аргументы или их отсутствие задание оценивается в 0 баллов.
Теперь стоит разобраться с тем, как готовиться к вопросам такого формата. Сразу стоит отметить, что успешный залог выполнения задания — это конечно же знание материала по Всеобщей истории. Выполнение данного вопроса без знаний основ истории Европы, Азии, Америки и т. д. невозможно. Изучение Всемирной истории должно проходить особенным образом. Отдельное изучение курса истории Отечества и Всеобщей истории не приведет к желаемому результату, поскольку события попросту могут перепутаться, появится непонимание хронологий событий, а иногда некоторые важные моменты могут попросту отсеиваться из памяти.
Для лучшего запоминания необходимо составлять сравнительную таблицу. Её можно оформить как в электронном, так и письменном виде. Заносить данные стоит по определенным критериям. Такими критериями должны выступать общеисторические процессы, характерные для истории большинства стран. Например, сравнения могут проходить по развитию феодальных отношений, промышленным революциям, итогам Второй мировой войны и т. д.
Данную таблицу стоит постоянно дополнять при изучении новой или дополнительной информации. Составив данную таблицу не забывайте регулярно повторять её.
Вторым важным моментом в подготовке можно назвать практику. Регулярно выполняя задания такого типа, вы закрепите как принципы, так и конкретную информацию о сравнительным развитии исторических процессов Российской и Всеобщей истории. Так, на своих занятиях я регулярно затрагиваю задания №21 и, в случае проблем у учеников по части зарубежных событий, полноценно раскрываю тот или иной исторический факт. Так что при возникновении трудностей вы всегда можете записаться ко мне на консультацию (ссылки для записи находятся внизу статьи). При этом, решая задания №21 старайтесь вначале выполнить их самостоятельно, а затем просмотреть свои записи, чтобы окончательно закрепить материал.
Важным для подготовки к заданию данного формата является литература. Прежде всего, основой служат обычные школьные учебники по всеобщей истории за 5-11 классы. Так, можно порекомендовать учебники под редакцией В.Р. Мединского, авторством О. С. Сороко-Цюпы, А. В. Шубина. Это учебники включают наиболее важную и подробную информацию, однако при подготовке можно использовать и другие школьные книги, не ограничиваясь вышеупомянутыми авторами.
Также стоит сказать пару слов о справочниках и иных учебных пособиях. Для тренировки и изучения материала подойдет «Всеобщая история. Весь школьный курс» под авторством Р.В. Пазина и А.Ю. Морозова. Данная книга содержит весь школьный курс всеобщей истории с 5-го по 11-й класс. После каждого параграфа, посвящённого конкретной исторической эпохе, приводятся задания в формате ЕГЭ. Для более глубоко изучения можно ознакомиться с учебником для ВУЗов под ред. Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (Всемирная история: учебник для вузов / под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – 496 с). Также не стоит забывать о просмотре документальных фильмов и иных видеоматериалов.
В заключение хочется сказать, что задание №21 требует для своего выполнения тщательной и усердной подготовки. Прежде всего, это выражается в необходимости усвоения обширного материала по Всеобщей истории. Его изучение должно начинаться и проходить параллельно с историей России. Только в таком случае у Вас будет формироваться целостное представление об истории в целом. Это, в свою очередь, поможет Вам при выполнении задания вспоминать и вычленять схожие события, а затем правильно изложить их аргументируя предложенное в вопросе утверждение. Таким образом, основная рекомендация к подготовке, а затем и дальнейшему решению задания является постоянное изучение истории зарубежных стран и регулярная практика.
Для записи на консультации и занятия, связи со мной, переходите по ссылкам здесь:
1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html
2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ