Найти в Дзене
Андрей Локиев

Судейские заметки по XVIII фестивалю мелодекламаций «Петербуржский ангел»

Судейские заметки по XVIII фестивалю мелодекламаций «Петербуржский ангел» Андрея Локиева Здравствуйте уважаемые участники и все, кто следил за XVIII «Петербургским ангелом». Завершая свой гештальт, а возможно и не только свой, о впечатлениях от представленного творчества участников, а также от результатов голосования – по совокупности от всех судей – публикую свои впечатления и аргументы уже по своему судейству. Полностью моё решение совпало с общим только один раз. Но в той номинации – выбора особо не было, хотя это не должно ни сколько умалять достоинства предстваленных работ победительницы номинации «РАЗМЫШЛЕНИЯ НА РАСКАЛЁННЫХ КРЫШАХ» Варвары Лачек. Сразу скажу, что полностью поддерживаю решение оргкомитета в номинациях, где участников было много выдать призовые места одного уровня (вторые или третьи) сразу двум участникам получившим очень близкие результаты в оценке судей. Начну с самого тяжёлого вопроса: Какие проблемы обострила процедура с

Судейские заметки по XVIII фестивалю мелодекламаций

«Петербуржский ангел» Андрея Локиева

Здравствуйте уважаемые участники и все, кто следил за XVIII «Петербургским ангелом». Завершая свой гештальт, а возможно и не только свой, о впечатлениях от представленного творчества участников, а также от результатов голосования – по совокупности от всех судей – публикую свои впечатления и аргументы уже по своему судейству. Полностью моё решение совпало с общим только один раз. Но в той номинации – выбора особо не было, хотя это не должно ни сколько умалять достоинства предстваленных работ победительницы номинации «РАЗМЫШЛЕНИЯ НА РАСКАЛЁННЫХ КРЫШАХ» Варвары Лачек.

Сразу скажу, что полностью поддерживаю решение оргкомитета в номинациях, где участников было много выдать призовые места одного уровня (вторые или третьи) сразу двум участникам получившим очень близкие результаты в оценке судей.

Начну с самого тяжёлого вопроса:

Какие проблемы обострила процедура судейства в этом году?

Про своятничество с судьями я говорить ничего не могу – фактов нет, к тому же в других отзывах прозвучало, что кто-то для какого-то судьи стал открытием – ну и Слава Богу! – но несколько раз в общении с судьями и оргкомитетом была озвучена – не мною – идея отделения оценки поэтических достоинств от мелодекламаций. Напоминаю, что именно за поэтические достоинства ставится больше всего баллов – 50. Причём оценивающий поэтические достоинства не должен ориентироваться на то – кто автор данного произведения и какие ранее у него были достижения, т.е. должны быть исключены личные симпатии, не имеющие отношения к достоинствам данных конкретных произведений.

Я же, лично, вижу здесь основную проблему, с другой стороны. Товарищи судьи (не удивляйтесь такому обращению – именно я член КПРФ, который получает от нашего горкома небольшую помощь на проведение фестиваля, о которой и упомянуто в дипломе. Почему-то это упоминание так беспокоит одну читательницу… или не состоявшуюся участницу… в любом случае – это элементарная благодарность – упомянуть), так вот, товарищи судьи – а вот если честно – кто из вас сначала ПОЛНОСТЬЮ знакомится со стихотворением с листа, а позже уже с мелодекламацией? Только честно!

Вот то-то и оно…

А это очень важный момент. Иногда исполнение придаёт тексту тех достоинств – которых в нем нет. А задача стоит оценить отдельно.

Ну про тех судей, кто подобно уважаемому Алексею Ахматову, оценивает стихи по первой строчке… или по двум… Алексей, напомни, как ты это делаешь? И уж хочешь обижайся, хочешь нет – в этих заметках, мне ещё придётся запулить кирпичом (к строительству непригодным) в твой огород.

Да, так вот, таким судьям скажу одно: Кобы (псевдо), вы не правы.

И так – поддерживаю мнение, что стихи следует оценивать без привязки к личности поэта, а главное без привязки к позитивным или негативным ожиданиям от этого поэта, поскольку эти самые ожиданиячасто заслоняют достоинства или недостатки конкретных стихов.

Что касается оценки мелодекламации по ораторскому мастерству и подбору фонового сопровождения и взаимодействию с ним – я никогда не говорю музыкального сопровождения – это неверно, музыка, это скорее обязательная (в основном(!) но могут быть исключения) часть сопровождения, но кроме неё могут быть и другие звуки: шум дождя, прибоя, шагов, да чего угодно. Так вот, подбор и взаимодействие голоса с фоновым сопровождением должны оценивать отдельные люди – понимающие на уровне сильно отличающимся от простых слушателей. И, что самое главное, не из поэтической среды, чтобы снова избежать привязки.

Таким образом – вопрос стал – где бы их взять?..

Про видео всё ещё сложнее.

Это совершенно иной вид искусства: здесь добавляется оценка соотношения мелодекламации с динамикой кадра.

Оценкой работы режиссуры и монтажа, и конечно операторской работы.

Вот тут встаёт ещё одна проблема – не все авторы берут оригинальные отснятые для стихоклипа видеоматериалы. Некоторые используют заимствованные.

Плохо это?

НЕТ!!!

Это разные вещи!

Их нельзя оценивать в одном ряду.

В случае операторской оригинальной работы – оценивается операторское и постановочное мастерство, в случае с подбором – соответствие подобранных материалов мелодекламации, монтажная подгонка динамики в кадре к исполнению произведения и фонового сопровождения.

И совершенно отдельно необходимо рассматривать видео выступления на сцене.

Здесь рассматривается работа выступающего на сцене, последующая обработка видео, монтаж, в случае съёмки с двух и более камер (это всегда огромный плюс), и опять-таки работа оператора, если съемка шла не только со статически установленных камер.

Поэтому всё вышеперечисленное по видео оценивать любителям НЕЛЬЗЯ!

Создаётся художественное произведение.

У непрофессионалов может быть очень интересное отношение к получившимся произведениям – скажем съёмка ребёнка (самое сложное дело!) может у вызвать у них умиление, несмотря на то, что художественный уровень работы оператора и режиссёра крайне низкий – ребетёночек ведь в кадре бегает. Профессионал оценит уровень и работы оператора и постановочной работы с ребёнком. Помните эпизод с девочкой из мультфильма «Фильм, фильм, фильм» - не верите? А посмотрите о том, как снимался «Ералаш» - всё правда. Короче – профи на умиление не взять. А вот не профи – умиляться может от весьма неожиданных вещей (не только связанных с детьми), отнюдь не добавляющих художественной ценности итоговому произведению.

О том, что я считаю достоинствами и недостатками произведений – можно почитать во вступлении к судейским заметками 2022 года.

Здесь повторятся не буду.

Единственно скажу сразу – я категорически не люблю ругать – люблю хвалить. А хвалю я только те работы, которые оказывали на меня развивающее воздействие в эстетическом, художественном, духовном ракурсе. Вот такой эгоистический подход. Если ни чего нового – я помолчу.

На этом прошу не обижаться на меня тех, о ком я умолчал – развивать меня не просто – хотя развиваться я всегда очень рад.

Приступаем к разборам:

Марина ЩЕЛОВА

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5591%2Fall

Интересные обыгрыши: «Каждый носит бумагу за пазухой» - бумага вместо камня за пазухой… «цитируй от крика до шёпота», но в целом в стихотворении очевидна тематическая заданность – это делает его слишком морализированным. Хочется посоветовать автору не делать ключевую мысль такой очевидной, поскольку из-за этого теряется интерес к чтению, к погружению в стихотворение – ведь всё же понятно…

По видео…

Испытал классический когнитивный диссонанс. С одной стороны, исполнение очень классное! Гармония с музыкой – на высоте. Но «простоватость» видео делают композицию слабее если бы это был просто аудиофайл. Я сам лентяй и часто монтирую в Pinnacle Studio, но даже там сегодня есть очень большие возможности для выведения текста на экран самими интересными способами. Видео – оно ж на то и видео, чтобы быть интересным, поэтому и одной фотографии в последнем видео «маловато будет»! Видно, что Марина – фотограф, поэтому и видеозарисовка с прибоем очень интересная – как фото с движением, но… видео – это видео.

Екатерина КАШКАДАМОВА

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5419%2Fall

Ненароком касаясь

небрежно натянутых строф,

посреди беспредельной

разлитой на сердце – Невы

зазвучит невозможное

ложное танго

мостов.

побежим

по расправленными крыльям моста,

но немая река

подведёт нас чертою, увы.

Ускоряется пульс –

это время считает до ста.

На Литейном мосту

и на ниве ревнивой Невы.

наше вечное танго –

лучшая из катастроф.

С такими образами можно только поздравить. Яркая находка.

Очень порадовала меня работой со звукосочетаниями, преобразующими и создающими особый поэтический смысл – то что называют звукосемантикой.

«Эти НОты не НОвы, НО с ними я сНОва на вы». Казалось бы – подумаешь повторы созвучия… на самом деле они вплетаются в знаковую природу слов – обозначение предметов, или отношений автора к чему либо, и создают особый смысл текста – эмоциональный смысл.

А вот здесь звукосемантика очень плотно вплетается, цементируя поэтический образ: «на НИве ревНИвой Невы».

Впрочем, есть самодостаточные поэтические образы: «пленное танго мостов разводных».

По исполнению – автор очень хорошо способен создавать гармонию между исполнением и мелодиями, однако на видео – работают только глаза и немного лицо – этого мало и чувствуется некоторая искусственность. Всячески поддерживая тягу поэтов к видео реализации своих мелодекламаций – желаю автору осознать серьёзность этой работы.

Людмила КОНОПАТИНА родом из города Жигулевск, Самарской области.

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5412%2Fall

Потрясающая работа в гармонии голоса и сопровождения.

Людмила продолжает радовать и стихами, и исполнениями.

Причём! И вот это важно! Она вплотную подошла к тому уровню, когда текст станет неотрывен от мелодекламации. Настолько для меня неожиданными оказались определённые интонации приданные тексту в исполнении (а в поэзии именно в них львиная часть информации). В своё время в письмах своему другу поэту и режиссёру Дмитрию Баранову (он тоже был в жюри), что есть два вида стихоклипов: это собственно стихоклипы (клипы на стихи, а не на песни) и видеостихи – произведения, в которых текст неотрывен от видеоряда (включая звуковой, конечно). Поэтому путь в создание видеостихов у Людмилы определён!

Главное сейчас не впасть в собственный стереотип исполнения – нужно искать новые возможности своей выразительности.

Судейские заметки по XVIII фестивалю мелодекламаций «Петербуржский ангел» Андрея Локиева

Елена ГОРЯЙНОВА,

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5411%2Fall

Интересные образы:

И в энный день, возможно, в среду,

Я каблуки сменю на кеды,

Чтоб оценить метраж дорог.

Покуда не сотру суставы.

И даже Бог меня оставит,

Ни слова больше не сказав. – обыгрыш, что Бог был Словом.

А вот видео: «Видео – «вообще»». Девушка на дорожке – это хорошо, когда эта зарисовка появляется фрагментами, а не навязчиво висит всю дорожку. Снова думаю, что в аудио варианте было бы сильнее.

Маргарита ЧЕКУНОВА

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5402%2Fall

Я знаю бегунов,

измученных до стартов…

и окончание сильное:

Как странно ждать.

Как долго.

Интересная стилистика – как будто знакомая, но и свежая. Над исполнением надо очень поработать!

Надежда Созинова (Ви Лка),

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5398%2Fall

Под ногами слякоть, на край плаща

Лезет тень оградки с узором лиц.

Научиться бы и себе прощать,

Скоро выйдет срок, да вот скоро ли?

И, шагая по ним, напевать акапельно

В прошлых жизнях услышанное старье.

Находки! Да и вся стилистика свежая – завязанная на звукосемантику поэтому легко воспринимается. Причём важную роль играют не только рифы, но и ассонации с аллитерациями внутри строк.

Эллина АНТОНЕНКО

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5393%2Fall

А ночью ветер налетел:

срывал листву, деревья гнул,

гудел как недовольный шмель.

Потом завыл в дверную щель,

верандой — венский стул качнул

Интересные обыгрыши: от высокого пафосного до «завыл в дверную щель».

Хорошая работа со звуковым сопровождением: шум грозы включён в музыку.

Алексей Владимирович МИХАЙЛОВ (ЛЯКСЕЙ МИХАЙЛОВ).

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5392%2Fall

Работа с фоном (живые гитара и виолончель) очень на высоте.

Стихи упрощённое немного по стилистике, но для исполнения очень подходят.

Марина БОЙКО.

https://vk.com/spbangel2017?w=wall-119796061_5388%2Fall

Голос нежный, но немного в исполнение «вообще» уносит, хотя неплохо.

Нужно развиваться. Голос очень замечательный.

Олеся НЕНАШЕВА,

https://vk.com/wall-119796061_5381

Образ «Жалобы есть? - Да, на крепкую память» - как будто спрятан и к сожадлению в тексте далее вместо художественного обыгрыша разжёван прозаически. А ведь можно было…

Работа с голосом интересная и многообещающая.

Чуть больше внимания к фону для расставления голосовых акцентов.

Юлия Александровна КРЫЛОВА.

https://vk.com/wall-119796061_5386

«Во всех изгибах форм видна моя рука,

И я тот страшный шторм, где к гибели близка»

Образность встречается, как и звукосемантика. К сожалению автор не ориентируется на собственный порыв и переходит на тематическую заданность.

Работа с фоном и голосом на весьма профессиональном уровне.

Анна ДЭЛАС

https://vk.com/wall-119796061_5260

Скажу честно, то что в итоге у Анны получилось столь незначительное место – меня поставило в тупик. Я перестал понимать других судей в принципе – это я так… позволяю себе человечность, на самом деле мне с точки зрения психоаналитики и бинарной логики все понятно.

А ведь какие образы!: «Лето многим из нас к лицу», «Звезды вымерли, так устав», «Начиная с себя строку».

А стилистические обороты: «Обратишься ко мне на Вы, Как к случайно прошедшей мимо», «Так что зря я ищу твой взгляд В белом лете, как ищут дети Новогодний презент на рассвете».

(Напоминаю – я специально выяснял у Михаила Вэя, что оценивать следует по лучшему стихотворению).

Ну а про великолепное профессиональное исполнение и фоновое сопровождение – говорить можно много. Скажу главное – я поставил максимальный бал. Хотя и не согласен с трактовкой автора, я бы акценты в композиции расставил по-другому. НО! Это и замечательно! Автор обогатил меня дважды. К сожалению – есть у меня подозрение, что большинство судей – не согласились, принять не смогли и занизили оценку.

Наталья РОГОВА

https://vk.com/wall-119796061_5320

Очень хочу похвалить стетоклип «Электричка».

Впрочем, начнём по порядку – передача через стилистику картину движения электрички – это определённо находку. Это не просто описание, а именно стилистическая передача: «А будет ли встреча? - Не будет, не будет...», после как бы подтверждая нашу догадку возникает: «И шепчут колёса: - Скучаю, скучаю...». И вроде всё знакомо, но не встречалось (это если не утверждать – что все стихи о любви – сплошь штампы).

А теперь о стихоклипе: отменная работа автора в кадре, похвальная видеоператора, а учитывая, что исполнение вместе с сопровождением (пусть в данном случае звук поезда – весьма очевидная вещь – но и его надо уметь вставить и гармонизировать с музыкой!) открыли для меня стихотворение с новой стороны – то в итоге мы получаем весьма достойную работу.

РОДНЕВИЧ Игорь Владимирович

https://vk.com/wall-119796061_5362

Стихи Игоря Родневича изобилуют яркими метафорами и стилистическими образами.

Отмечу особо интеренсые: «Выпив по капле смурной маеты», «Душу сковал мне сюртук», «Я что-то пел даже, только, увы, Грусть от себя я оттаскивал волоком», «Памятью в кровь разукрасит лицо Так, что морщины утонут под каплями».

А вот за исполнение я Игоря хвалить не буду – идёт обобщённая эксплуатация данного природой голоса с такой приятной для восприятия хрипотцой. Работа с акцентами в исполнении очень упрощённая. В итоге многое из эмотивного содержания вытесняется и замещается неким приятным для восприятия звуком с малым разнообразием. Ну… музыка она сама по себе обладает смыслом, и песня «Лой-бы-канах» мне даже очень нравится… наверно потому что гамма интонаций в ней намного шире чем у исполнения Игоря. Но люди слушают – попадают под очарование тембра голоса, и этого вроде как достаточно. Ну-ну.

ОЛЬГА НАДТОЧИЙ

https://vk.com/wall-119796061_5223

По образности, стилистике и звукосемантике Ольга представила замечательные стихи.

Причём – вот интересно: специально так или «случай – Бог изобретатель», одно стихотворение переходит последними образами во второе: «Пишется мир интересно так, что я взахлёб читаю», и следующий текст: «На каком языке пишет дождь нескончаемый вечер». Мало того! Последний образ второго стихотворения белым космосом возвращает нас к небу, рисующему птиц! Определённо удивительная подборка, хотя стихи весьма разные по стилистике.

По композициям мелодекламаций – всё очень профессионально и гармонично…, но… как будто наработанный профессионализм не даёт Ольге свободы.

Особенно сдерживание было заметно при исполнении:

«Я хочу улыбнуться, забыться, влюбиться, воскреснуть,

Окунуться в живое и выйти сухой из воды.

На каком языке ищет бог в поднебесье невесту,

Чтобы память о рае сгустилась в отчётливый дым?»

Но мои слова не стоит воспринимать как критику, а как пожелание творческого роста на таких вершинах, о которых многим и не мечтать.

Инесса ИЗМАЙЛОВА

https://vk.com/wall-119796061_5301

Стихотворение построено как единая гипербола, нацеленная описать целую жизнь. И вроде такие уже избитые сравнения жизни с сезонами года – ан нет – не избитыми – сравнение вечно, как возрождение жизни. Но есть и образы – вот этот произвёл на меня наибольшее впечатление: «осень светит прожектором в каждый души изгиб».

Исполнение замечательно тем, что в нём нет искусственной возвышенности. Некоторые строчки исполняются как будто небрежно, а некоторые – настоящим искреннем голосом.

ВАРВАРА ЛАЧЕК

https://vk.com/wall-119796061_5226

Варвару в первую очередь хочется похвалить, что она постепенно, ещё несмело отходит от своих же наработок в области исполнения. Это ужасно тяжело, но именно это обогащает исполнение. Наработки, конечно, останутся, но лишь фрагментами исполнения.

Главное – голос чётко расставляет акценты, подчёркиевает созвучая, причём ведёт эту работу с первых строк: «А далее зима остудит холодом брони твой личный каземат».

Остаётся только сожалеть, что самой Варвары в видео я не увидел, а ведь она самой собой доказывает мою правоту (как я люблю, когда это делают!). Что это за моя правота? Когда-то я написал, в одном стихотворении: «Женщина – это искусство», - разве Варвара не демонстрирует что я прав?

Образы так вплетены в текст, что его действительно нужно открывать для себя через авторское исполнение: «за лживый взгляд, но агнцы всё молчат», «И хруст твоей кости под страшный смех Прокруста на пиршестве согласных нестерпим», «увидеть святость в простом "я рядом!"», «Зрить старалась в корень, но гнулся стебель».

Пожелаю автору дальнейшего развития. И укажу, что всё же её тянет на возвышенную назывность («там жизнь и смерть на острие ножа», «безумием прикрывшись от людей» - Варя, стоишь на грани) – это естественная ловушка себе, при работе на надрыв, но через неё необходимо переступить.

ОЛЕЛИЯ ЛИС

https://vk.com/wall-119796061_5231

Олелия мастер того, чтобы ввести в интонацию с первой строки. И вот здесь: «Мурлычет осень, навевая сон» - яркая иллюстрация метафоры, создающей чувственный смысл. Ощущения нежности от мурлыканья и лёгкой печали от осени, навевающей сон.

«Ночными шелестящими дождями» - дождь не просто капает, а шелестит – поэтическая стилистика – это детали.

«Фонарь желтеет, медом опоен» - вот не просто лампочка жёлтая, а медовая, да и ещё и опоённая. Ну как здесь не прочувствовать!

Надраться в дым – всем известное выражение, а если: «Надрался с в дым кострищ угасших»? А вот это уже что-то другое.

И так весь текст, а завещается стихотворение вроде бы просто собрание некоторых строчек из предыдущих четверостиший, но это собрание вносит переосмысление всего сказанного ранее. Приём известный из сонетов (сегодня мало кто и вспомнит), что в двух терцетах следующих за катреном, давался вывод, а в первом катрене тезис, во втором антитезис.. Т.е. сонет – не только рифмо-ритмическая геометрия, но и смысловая.

В стихотворении Олелии несколько сложнее: смыслы вместе со строками перетекают из четверостишия в следующее, а учитывая работу звукосемантики по созданию дополнительных смысловых уровней, всё ещё усложняется, но на то оно и стихотворение – чтобы не ограничиваться пониманием, а применять прочувствование смыслов.

Музыка подобрана очень тонко, но на мой прихотливый взгляд – шумов осени не хватает.

И, конечно, Олелии не следует там себя загоняь в свои же рамки исполнения. Мне прямо виделось, как автор сдерживает себя при чтении направляя декламацию в знакомое русло.

Как в той песне?.. «Теперь отпусти – почувствуй свободу» (фильм «Снегурочку вызывали»), вот это и хочется посоветовать Олелии дать возможность варьироваться голосу.

АнаграммА (Анастасия Николаевна Жирнякова)

https://vk.com/wall-119796061_5278

Автор умело работает с рефренами и это придаёт стихотворению необыкновенную динамику, причём рефрен обыгрывается от повторения простого «Мы» до более сложных форм: «Мы КАК те корабли» / «Мы КАК те великаны» «Мы светились, КАК».

Кроме звукосемантики стихотворения изобилуют и очень интересными стилистическими образами: «Мы рвались в чемпионы, мы рвали последние жилы (Только так удавалось на миг нам почувствовать: живы!)», «Так слабеет число, день за днём сокращаясь до дроби», «Хоронили мечты - и себя возле них хоронили» (Этот образ зациклинный первыми последним словом в строке – меня особо порадовал своей апперцептивной пронзительностью), «Хоронили любовь... Приспособившись жить без печали, Хоронились от всех» - какой обыгрыш известного! «как два грозовых, гробовых одиночки», «царит тишина, словно здесь происходит венчанье: Нас обоих сковало, накрыло, зарыло молчанье», «Мы молчим друг над другом - и каждый молчит над собою», и завершение: «то, как молчат друг над другом... живые».

Исполнение меня поставило в тупик.

Такая мощная динамика и вдруг… рыдания?

Снова двойное открытие стихотворения! Прекрасно!

Кто-то скажет – подумаешь порыдала…, а вот попробуй-ка так, чтоб в тон музыки, проявляя акценты! Правда в исполнении «Нас обоих сковало, накрыло, зарыло молчанье» - ожидаемая динамика всё проявилась. К музыке особо тонко добавлено громкое дыхание. Желаю автору всяческих успехов! Хоть и понимаю, что мой бодрый отзыв на такую минорную мелодекламацию выглядит несколько цинично.

Светлана СМИРНОВА.

https://vk.com/wall-119796061_5305

Если в первом стихотворении УЛИЦА НАЛИЧНАЯ Светлана демонстрирует возможности работы с рефреном, для цементирования текста и придачи динамики, то во втором осуществлена плотность стилистического поэтического подхода. Воистину – словам тесно – мыслям просторно!

Особо насыщенный: «с грустью вдыхает тяжелый туман ледяной», и эмоция и в двух словах (тяжёлый, ледяной) с метафорой характеристика тумана.

Есть и другой метафорический образ, который так гармонично спрятан в тексте, что мало кто и разглядит, хотя на восприятие он влияет очень сильно: «оглушал… закат», далее контрастный образ совмещающий как бы из разных информационных плоскостей в одну: «Осенней порою изысканный плачет жираф», интересно, что изысканный противопоставляется осеннему (хотя обычно они в одной плоскости), это противостояние стало возможно стилистическому образу из первого четверостишия: «печально-изысканный бродит жираф, Прохладной осенней порой у кирпичной стены» - здесь изысканность противопоставляется кирпичной стене.

По видео первого стихотворения – операторскую работу оценю выскоко, а вот режессуру отмечу как слишком прямолинейную, слишком очевидную по контексту. Конечно – контекст видеоряда должен в данном случае быть понятен, но понятен и очевиден – разные вещи. Во втором стихоклипе есть работы с наслоениями – почему бы и здесь так не сделать? Полупрозрачный автор иногда появляется рядом с девочкой, шагает за ней? В старых домах есть интересные подъезды с лестницами, зайти посниматься там? Неужели ради стихоклипа не получилось договориться ни с одним консьержем? А уж если бы найти дверь старой формации – уверен такие ещё есть – это было бы очень выгодно для клипа. Короче не хватает наполнения.

Во втором стихоклипе с этим всё в порядке. Оператор просто на высоте: лужи на дорожках Александровского парка меня так же очаровывали в своё время, они прекрасно подходят для передачи и ввода в настроение стихотворения, а кадр с создаваемым рисунком – это самое выгодное, что может быть. Рисунок перетекающий в живого жирафа – отменно. Автор, работая в кадре понимает, что нужно делать, правда смелости мимической работы не хватает, но не будем завышать требования. А то, что жирафа не рисовали с натуры – это у нас сейчас жирафов нет в зоопарке? Вроде, раньше были. Можно было бы найти видео в интернете жирафа в зоопарке, пусть и в другом городе. Но это не придирки – это пожелания режиссёру не ограничивать себя в материалах. Ну и просто прогулки автора в кадре по зоопарку не хватает.

Но, в любом случае столь серьёзный подход к созданию стихоклипов я всячески приветствую! Возвращение интереса читателя к стихам за визуальной поэзией – тут не куда не деться, поскольку поверхностному клиповому мышлению погружаться в ёмкие образы стихов сложно, и сегодня это относится уже не только к молодёжи. Всех переформатировали. Хочешь донести свои стихи – создавай либо изостихотворение, либо стихоклип.

Мещерякова Елена

https://vk.com/wall-119796061_5277

Стилистические логические построения: «Теперь же каждый шаг — мозоли с кровью, Но раз кровит, то всё ещё жива», «Невинность различима лишь едва» - вон не: едва различимая невинность, а «лишь едва», а главное контраст внутри образа – обычно можно за внешней невинностью разглядеть кое-что противоположное, а тут… это как раз тот случай, когда смысл не осознаётся, а чувствуется, переживается.

«Но раны кровоточат неспроста, не отдают приросшего креста» - какой обыгрыш такой известной, вроде, темы!

«Спина горит огнём… И благодатью топит эту печь» - тоже хороший образ.

НО! Елена, скажу прямо вас очень заносит в сторону желания назвать, описать срифмованной и размеренной прозой, то, что должно быть поэзией. В поэзии чувства переживания следует передавать иногда через образы вообще тематически не связанные с фабулой всего произведения. Прозаические (пусть и с рифмой и размером) моменты могут быть только как мосты между образами, не их ключевая роль. У вас к сожалению – в основе именно она. Конечно, есть и срифмованная сразмерянная проза – например, в поэме, или романе в стихах, она естественна, но я увидел, что вы хотите добиться иного. Так дерзайте – выход к тропам у вас в соотношении с бессознательным есть. Кстати, самое «забавное», что подводит вас в написании стихов – ваше исполнительское мастерство. Да, есть такие поэты, которые так выразительно исполняют свои стихи, в том числе и для самих себя, что за этой выразительностью теряются чисто текстовые недостатки. Ну… надо работать (знаю, что звучит банально, но по-другому не скажешь). Впрочем, вспоминая вашу хвалу за «не метафоричную поэзию», причём стихов, где как с метафорами было всё очень в порядке, удивляться тяге к поэтической прозе не буду.

А вот видео хочу похвалить особо, вернее его подборку для стихоклипа, так как вы сами сказали, что использовали не оригинальное авторское видео. Но так подобрать – это надо суметь!!! Каждый кадр к месту – передача эмоционального содержания в кадре, объединяясь с эмоциональной линией текста усиливают её необычайно (такая же у вас работа и с музыкальным фоном). Причём вы соразмеряете динамику в кадре с динамикой в исполнении, достигая полное единство. Но иногда, что называется – переусердствуете, прямо выжимаете из себя эмоции, причём возвышенного толка – к чему бы(?), и возникает искусственность и картинность. Почитайте, кто такой был Пафос в древнегреческой мифологии и что он делал… ну там говориться с мужчинами, но думаю и женщинам было не слаще, если не хуже.

Не хочется заканчивать «за упокой». Уверен, что Елена, сумеет сделать выводы и ориентируясь на собственные маяки (если бы их не было не писал заметку), продолжит творчески развиваться.

Юрий Беляков (ЛюБой)

https://vk.com/wall-119796061_5270

Последний автор, о котором я должен обязательно сказать – это Юрий Беляков.

Все, кто читает мои судейские записки, наверное, уже заждались, когда же я брошу ещё раз камнем в огород Алексея Ахматова и иже с ним? Прямо сейчас.

Дело в том, что если бы я следовал его убеждению, что о стихотворении можно составлять впечатление по первым строчкам, то читать данного автора я не стал бы вообще.

Почему? А потому что ещё в 2022 году я не дочитал бы присланные им на конкурс работы. А теперь находился бы под силою предвпечатления – которое можно было бы охарактеризовать следующей фразой: «ой, да чего ожидать от этого автора…». Действительно два года назад разбирая присланные работы Юрия, я уже собирался звонить Михаилу Вэю и выяснять с ним отношения относительно того, как «это» попало в финал. НО! В конце второго стихотворения (скажу честно – уже ничего не ждал) обнаружил замечательный образ и посоветовал автору исходить из него. Развивать путь подобной стилистики. В «Судейских заметках» 2022 я это всё описал.

Не знаю внял ли автор сознательно моему совету, или его бессознательное через ноосферу услышало меня, но именно так и произошло!

Разберём подробнее второе стихотворение, представленное Юрием на конкурс – это тот редкий случай, когда автору удалось справиться с надрывом и не дать ему перерасти в пафосное называние своих чувств, а передать их через образы и стилистику.

Особо подчеркну, что рефрен первой строфы – он же завершает стихотворение резко контрастирует с рефренами, да и всей фабулой других строф. Приём такого мощного контраста известен, но встречается не часто, а в подобной форме, я и припомнить не могу.

Между огибающих строфы рефренов строки содержат текст как будто другой динамики, и это не даёт восприятию с одной стороны стать расслабленным с другой ритм смысловой динамики быстро находится и помогает восприятию своей звукосемантикой.

По стилистике, единственный сомнительный образ – в плане, что выглядит не обыгранным штампом – «и тает мира красота». Как-то после таких блестящих стилистических образов как: «Морозный ветер словно нищий тепла в снегах холодных ищет, но, обезумев, лижет лёд», «Звенят Ардатовские дали, они последнее украли ...» (как здесь проявляется смыслообразующая функция рифмы, что описал Ю.М. Лотман) и «и межсезонные качели теряют главное значенье - закаты править на восход», выглядит бледно. Но автор имеет возможность обыграть данный образ – довершить стихотворение.

Присланная запись выступления на сцене – весьма достойный пример видео подобного направления, хотя сравнивать с полноценными стихоклипами, это нельзя.

Но автор умело работает на сцене (в том числе уместным нюансом в одежде – что практически заменяет костюм) и зрителю легко представить себя в зале. Отдельно подчеркну умение в живую гармонизировать декламацию с музыкой и хорошо поставленный голос.

На этом я завершаю свои заметки по 18 фестивалю, и желаю всем автором плодотворного развития!