Автор: Александр Плеханов
На днях министр обороны Украины Рустем Умеров заявил, что ведет консультации со своими европейскими партнерами по вопросу поставок шведских истребителей JAS-39 Gripen и немецко-британско-итальянских Eurofighter Typhoon украинским ВВС. Насколько реально появление этих истребителей в зоне проведения СВО?
Украине могут достаться опасные истребители: неужели на F-16 уже нет надежды?
Начать стоит с того, что до сих пор неясны перспективы поставок американских истребителей F-16, которые переданы Украине в неизвестных количествах. В одних источниках говорится о двух самолетах, в других называется десяток. Зато известно, что один F-16 украинские ВВС уже потеряли, вроде как от «дружественного огня». В любом случае на линии боевого соприкосновения данные истребители пока не появились в заметных количествах и на ход боевых действий не оказывают никакого влияния.
Причина столь долгого боевого дебюта объясняется отсутствием у Украины достаточного количества подготовленных летчиков, которые хоть и прошли обучение на Западе, но, видимо, испытывают определенные трудности с эксплуатацией данного типа истребителя. Вот почему украинское командование пока не решается отправлять их в бой, боясь потерять как дефицитные летные кадры, так и самолеты. Не секрет, что американцы очень не хотят, чтобы F-16 показали себя так же неубедительно, как танки M1 Abrams.
Поэтому стоит воспринимать заявления Умерова не более чем информационным шумом, целью которого является приободрить украинское общество и лишний раз продемонстрировать, что «весь мир с нами». Если уж на фронте до сих пор мало кто видел давно полученные F-16, то сколько же времени уйдет на согласование передачи Украине довольно опасных Gripen и Typhoon и обучение летчиков и техперсонала? Многие месяцы, если не годы.
«Новые игроки в зоне СВО»: Typhoon вряд ли появится в украинском небе
Разработанный в конце восьмидесятых годов консорциумом Eurofighter, куда входили немецкие, английские и итальянские авиа- и двигателестроительные фирмы, двухдвигательный истребитель Typhoon является одним из самых сложных и дорогих боевых самолетов в мире. Его цена составляет порядка 120 миллионов долларов, а час эксплуатации обходится в 20 000 долларов. То есть по этим показателям он почти сопоставим с истребителями пятого поколения. Кроме того, ему требуется полноценная аэродромная инфраструктура и высококлассный технический персонал. Typhoon могут себе позволить страны с хорошим оборонным бюджетом, потому что его эксплуатация влетает в серьезную копеечку.
Говоря другими словами, Украина этот истребитель попросту не «потянет», у нее для этого нет денег, технического персонала, инфраструктуры, а про летчиков и говорить нечего. Вряд ли их получится обучить по ускоренной программе, потому что Typhoon самолет сложный и имеет ряд специфических особенностей.
Так что его появление в украинском небе маловероятно, а если он когда-нибудь и появится, то только если будет действовать с аэродромов стран НАТО и управлять им будут натовские пилоты.
Gripen имеет больше шансов
В отличие от сложного и дорогого Eurofighter Typhoon, шведский легкий однодвигательный истребитель JAS-39 Gripen подходит украинским ВВС гораздо больше, причем по целому ряду параметров. Его цена составляет порядка 50 миллионов долларов, час полета оценивается в 5000 долларов, к тому же он гораздо проще в обслуживании. Но самое главное – в свое время шведы разработали целую программу его боевого применения вне аэродромов.
Швеция вплоть до вступления в НАТО всегда позиционировалась как нейтральная страна, однако постоянно трубила сначала о советской военной угрозе, а теперь трубит о российской. Швеция всегда называла своим вероятным противником СССР, поэтому и свое оружие разрабатывала, готовясь к войне именно с Советским Союзом. Исходя из того, что вероятный противник мог очень быстро вывести из строя военные аэродромы, шведы планировали использовать Gripen с автострад, создав соответствующую службу технической поддержки самолетов. Если Eurofighter Typhoon не может воевать без привязки к полноценной аэродромной инфраструктуре, то Gripen планировалось обслуживать с помощью мобильных бригад технического обеспечения.
С учетом того, что российская армия постоянно наносит ракетно-бомбовые удары по украинским аэродромам, шведская концепция внеаэродромного базирования истребителей может быть применима и в украинских реалиях. Разумеется, в том случае, если украинские ВВС получат шведские истребители. Однако в июле текущего года министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем заявил, что Стокгольм будет готов передать Украине JAS-39 Gripen только в том случае, если прекратятся поставки F-16. Что он имел в виду, сказать сложно, вряд ли предполагал, что наступят такие времена, когда все поставленные Украине F-16 будут уничтожены. Учитывая запасы этих истребителей в странах НАТО, процесс их уничтожения может занять годы.
В любом случае, даже если по каким-то причинам Швеция все же решится на поставки Gripen украинским ВВС, потребуется немало времени на обучение пилотов, техников и создание условий для эксплуатации шведских истребителей. К тому же совершенно неизвестно, как покажет себя Gripen в условиях полноценного военного конфликта, ведь раньше в боевых действиях этому самолету принимать участия не приходилось.
Поэтому на данный момент можно сказать следующее: если Gripen когда-либо доберется до Украины, то случится это точно не завтра и не послезавтра. Французский президент Эммануэль Макрон давно грозился «осчастливить» украинские ВВС истребителями Mirage-2000, но что-то до сих пор ничего не слышно о том, как выполняются его обещания. Не исключено, что это также был не более чем информационный шум, мало соответствующий реальности. Поэтому все разговоры о передаче украинским ВВС Gripen и Typhoon – не более чем набор благих пожеланий, а не реальный план действий. Шансов на появление новых игроков в зоне СВО очень мало, и это хорошо.