Найти тему
Время жатвы

На сколько близок ко мне Бог

По мере духовного возрастания человека, его способ восприятия Ветхого и Нового Заветов изменяется от внешне-исторического к внутренне-прообразовательному. Это означает, что глубина его Библейской экзегетики (толкования) определяет близость к нему Бога.

На этом диапазоне можно условно выделить несколько духовных возрастов.

1) Отсутствие толкования по причине бессловесности (несмысленности). Человек ни верит, ни не верит - он просто существует. Соответствует физическому младенчеству. Также сюда относится и взросление, не обретшее веры. В основном это люди, застрявшие на уровне телесных потребностей. Также я бы сюда отнес и некоторых сильных мира сего (политиков, ученых, бизнесменов), которые, несмотря на разумность и эмоциональную развитость, отрицают духовность в себе и мире, и тем становятся врагами Богу. Это состояние безбожия и человек здесь полностью плотский.

2) Историческое толкование. Человек верит в Бога и признает себя рабом Его. Он интересуется земной жизнью Христа, его характером, внешним видом и др. Это этап зарождения Веры и изучения катехизиса.

Соответствует детскому возрасту. Бог еще далек, но уже появился на горизонте.

3) Нравственное толкование. Человек становится наемником (соработником) Богу. Он старается жить в воле Божией, в нем просыпается страх ада и радость о рае, он налаживает жизнь и отношения с людьми по Евангельскому духу, стремится исполнять церковные установления (службы, посты и др.) - в общем, пытается угодить (понравиться) Богу.

Это соответствует зрелому, деятельному возрасту и человек здесь душевный. Часто преградой здесь становится чрезмерная чувственность, драматизация, плаксивость и эйфоричность, свойственные женщинам, которые воспринимаются за действия благодати.

Для мужчин свойственно излишне интеллектуализировать веру, попадаясь тем в иллюзию познания Бога и самообман "пройденного пути", что является в действительности топтанием на месте и самовозношением.

Труды большинства святых отцов, касающиеся Библейской экзегетики, толкуют в нравственном ключе. Классиком здесь признан Иоанн Златоуст. Также сборник Добротолюбие в пяти томах в переводе Феофана Затворника.

4) Прообразовательное внешнее толкование. Человек все еще наемник, но уже все более на поле умного делания. Он начинает видеть духовные образы сквозь букву Писания и изображение иконы. Мир все больше видится Божественным, а сухая светская научность обличается как безумство. Символ Веры, догмат и молитвы также исполняются сильными действенными образами и пленяют ум при произнесении.

Это соответствует умственный зрелости. Здесь человек уже твердо стоит в Вере, но пока больше умом, чем сердцем. Его душевность переходит в духовность, но сентиментальность еще присутствует, хоть и носит больше религиозный характер, чем светский.

Сюда подходят возвышенные труды Исаака Сирина, Григория Паламы и многих других.

5) Прообразовательное внутреннее толкование. Человек постепенно усыновляется Богу, приходит в совершенство Христа. Он сам становится живым Евангелием и не нуждается во внешнем толковании, так как зрит духовным оком всю Его глубину.

Это соответствует совершенному возрасту Христа. Дух человека соединяется с Богом, не утрачивая своего существа (т.е. не растворяясь в Нем). Вера приходит в простоту и сердечность.

Дерзну предположить, что наиболее возвышенные труды из всей святоотеческой аскетики принадлежат Максиму Исповеднику, Симеону Новому Богослову, Никите Стифату и, уже упомянутому, Исааку Сирину.