Для тех, кто не хочет превратиться в охлажденку во время выезда.
Во время путешествия на снегоходе можно легко промокнуть, а мокрая одежда — настоящий враг райдера. Она не только охлаждает тело и снижает комфорт, но и резко увеличивает риск переохлаждения, что может стать серьезной проблемой, особенно вдали от цивилизации. Я уверен, что возвращение домой в мокрой одежде — это как минимум неприятно, а в худшем случае — прямая дорога в больницу, если не подготовиться как следует.
Многие думают, что знают, как сохранить тепло, независимо от того, новички они или занимаются снегоходами годами, но на самом деле совершают ряд ошибок. В этой статье расскажу о том, как правильно одеваться на выезд.
Внутренний слой
Первым слоем одежды должен быть тонкий внутренний слой, который не впитывает влагу и эффективно отводит её от тела. Это поможет избежать охлаждения при потоотделении. Синтетические материалы, такие как полиэстер, нейлон или флис, идеально подходят для этой цели. В отличие от натуральных волокон, таких как шерсть или хлопок, которые могут намокать и сохранять влагу, синтетика быстро сохнет и поддерживает комфорт в течение всего катания. Вам не обязательно приобретать специальную одежду — просто проверьте этикетки на уже имеющихся вещах, и, возможно, найдёте что-то подходящее для первых слоёв.
Что бы вы ни делали — не надевайте джинсы и хлопчатобумажную одежду зимой! Хлопок впитывает пот и влагу, что может быстро привести к охлаждению тела и ознобу, так как ткань остается мокрой и прилипает к коже. Даже толстые хлопковые вещи, которые кажутся теплыми, могут ухудшить ситуацию, создавая дополнительную влажность.
Для активного отдыха лучше выбрать материалы, которые эффективно отводят влагу, такие как полипропилен. Этот материал отлично сохраняет тепло и помогает оставаться сухим даже при интенсивной активности на морозе. Заменить одежду на снегоходе бывает проблематично, поэтому важно изначально правильно подобрать первый слой, который отводит влагу и быстро сохнет, чтобы избежать накопления влаги и переохлаждения.
Но стоит учесть один важный нюанс! Однажды я надел первый слой для активного спорта — "змеиная кожа". Эта одежда предназначена для охлаждения тела во время высоких физических нагрузок, испаряя влагу. Однако во время путешествия я провалился под лед одной ногой и сразу почувствовал, как холод начал проникать к ноге. Хотя в тот раз обошлось, больше я зимой этот комплект не надевал. Да, такой слой хорошо отводит влагу, но если вдруг промокнешь, переохлаждение наступает очень быстро.
Средний слой
Основная задача среднего слоя — утепление. Можно надеть один или несколько слоев для дополнительного тепла. Количество слоев выбирайте в зависимости от погодных условий — добавьте ещё один слой, если температура значительно понижается. Плотный флис — лучший выбор, так как он не впитывает влагу и быстро сохнет. Свитера из акрила также подойдут, но если выбираете шерсть, убедитесь, что внешние слои надежно защищают от намокания. Но я шерсть не использую, мой выбор флис.
Одежда свободного кроя не только сохраняет свободу движений, но и помогает улучшить циркуляцию воздуха между слоями, что дополнительно утепляет. Следите за тем, чтобы средний слой не впитывал влагу — даже если он намокнет, такие материалы, как флис, быстро высохнут, сохранив тепло.
Для долгого катания в изменчивую погоду лучше выбирать слои, которые легко снять или надеть, чтобы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям без необходимости полной смены одежды.
Внешний слой
Ключевые слова для внешнего слоя — ВЕТРОЗАЩИТНЫЙ, ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ, ДЫШАЩИЙ. Избегайте тканей, которые не обеспечивают циркуляцию воздуха, такие как дешевые "плащевые" материалы. Они могут не пропускать воздух, из-за чего влага от потоотделения начнет скапливаться внутри и вызывать конденсацию, что приведет к дискомфорту и переохлаждению.
Хлопчатобумажных вещей, даже с водоотталкивающими свойствами, также стоит избегать. Снег может оседать на одежде, и, когда он тает, влага пропитывает ткань, что может привести к неприятному переохлаждению. Обратите внимание на детали: швы должны быть проклеены, а молнии — водонепроницаемыми, чтобы предотвратить проникновение влаги. Наличие вентиляционных отверстий, особенно под мышками и на спине, помогает регулировать теплообмен во время активного катания.
Если езда активная, на остановках рекомендую кратковременно расстегивать куртку, чтобы выпустить избыток влаги. Мембрана и вентиляционные отверстия не всегда справляются с большим объемом пара при интенсивной физической нагрузке. Лично я использую верхний слой мембранной одежды для квадроцикла при температурах до -18°C. Эта одежда оснащена хорошо развитой системой вентиляции на молниях, что помогает поддерживать комфорт даже при активной езде.
Для ваших рук
В серьезные путешествия рекомендую использовать мембранные перчатки с утеплением от 300 грамм на внешней стороне и качественной кожей на ладонях для лучшего сцепления и защиты. Толстые перчатки из флиса или полипропилена также подойдут для езды на снегоходе. Важно помнить: ни в коем случае не используйте хлопок! Он впитывает влагу, что быстро приводит к охлаждению. Для дополнительной защиты от снега и сохранения тепла можно надеть внешний слой из гортекса или аналогичного материала.
Для вытаскивания снегохода я беру строительные утепленные перчатки с прорезиненной ладонью. Такая ладонь не намокает, а пар выходит через внешнюю сторону, что делает их идеальными для работы в сложных условиях.
Перчатки обеспечивают хороший контроль над управлением снегоходом и позволяют двигаться более точно. Плюс, всегда можно взять с собой больше одной пары на случай, если первые промокнут. Храните запасные перчатки в сухом и теплом месте, чтобы они были готовы к использованию.
Пара слов про подогрев руля
Без подогрева руля ездить опасно — можно легко отморозить руки. Дополнительно можно использовать специальные муфты для рук, которые надеваются на рукоятки с каждой стороны. Однако, мой опыт показал, что они могут быть небезопасны: однажды ветка сдвинула муфту, и она нажала на курок газа. Я чуть не врезался в дерево, поэтому муфты у меня не прижились.
Даже если у вас есть обогрев руля, обязательно берите утепленные перчатки. Обогрев может выйти из строя в самый неподходящий момент, и ситуация может стать критической.
Никогда нельзя быть слишком осторожным, когда дело касается ваших рук! В холодную погоду возите с собой химические грелки на всякий случай. Их можно не использовать, но непредвиденные ситуации бывают всякими, и лучше быть готовым.
Для ваших ног
Как и в верхней одежде, носки из синтетических волокон значительно комфортнее и практичнее для катания, чем хлопковые. Хлопок категорически нельзя использовать, так как он впитывает влагу, что быстро приводит к охлаждению ног. Отличный вариант — использовать тонкие полипропиленовые носки в качестве первого слоя под более плотные синтетические носки для дополнительной теплоизоляции. Однако важно помнить: не засовывайте ноги в тесную обувь. Лучше выбрать специальные ботинки для снегохода, которые обеспечат тепло, защиту и вентиляцию.
Я в основном использую сапоги с утепляющим чулком из ЭВА — они легкие и теплые. Кроме того, можно возить с собой запасные чулки, чтобы при необходимости их заменить. Как правило, если ноги начинают замерзать, это значит, что скопился критический объем влаги, создавая мостик холода, и ноги начинают замерзать.
Выбирайте многослойность для ног, но не переусердствуйте — слишком много слоев может ухудшить кровообращение, что приведет к замерзанию ног. Обувь должна быть не только теплой, но и дышащей, чтобы лишняя влага могла испаряться, а ноги оставались сухими. Не забывайте проверять обувь на влажность после долгих поездок — даже немного влаги может быстро привести к переохлаждению ног в зимних условиях.
Вывод
Подготовка к зимним поездкам на снегоходе — это не только вопрос комфорта, но и безопасности. Правильная одежда и обувь, защита от холода и влаги, а также внимание к деталям могут существенно повлиять на ваше удовольствие от катания и предотвратить непредвиденные ситуации. Главное правило — избегать хлопка и делать ставку на современные материалы, которые не только сохранят тепло, но и эффективно отведут влагу.
Не забывайте всегда возить с собой запасные вещи и химические грелки на всякий случай, ведь даже лучшие экипировки могут подвести, а погода бывает непредсказуемой. А если хотите узнать больше о моем личном опыте владения снегоходом и на что стоит обратить внимание при выборе техники, читайте следующую статью, где я подробно делюсь своими наблюдениями и советами для тех, кто планирует купить или уже катается на снегоходе.
Читать далее: