В 1907 году увидели свет паровозы серии К, выпускавшиеся на Коломенском заводе (первая буква названия завода дала название локомотиву). Через несколько лет появилась усиленная модификация этого паровоза, которую назвали КУ — Коломенский усиленный.
Когда появилось прозвище «Кукушка» — сразу после появления пассажирского паровоза К или только после внедрения более позднего КУ, — достоверно неизвестно. В некоторых источниках утверждают, что «Кукушками» именовали уже самые первые паровозы серии К.
Но все же более логичным представляется версия, согласно которой прозвище «Кукушка» появилось только после появления дополнительного обозначения «У». Так или иначе, это был первый в России паровоз, у которого топка располагалась над рамой (у всех предыдущих моделей она находилась ниже). Скорость он мог развивать до 105–110 километров в час, что давало возможность использовать этот локомотив для вождения курьерских поездов. Правда, при длительном движении с высокой скоростью «Кукушка» была склонна к перегреву и скорость приходилось сбрасывать. Использовали «Кукушек» практически на всех железнодорожных линиях, но с появлением более мощных локомотивов их начали превращать в поезда пригородного сообщения. Отдельные паровозы этой серии использовались вплоть до начала 1960-х годов.
До начала Великой Отечественной войны эти паровозы работали на нефти, затем их перевели на уголь, а в конце 1940-х годов они снова стали нефтяными.
Существовало несколько модификаций «Кукушек», различавшихся устройством бегунковых тележек, особенностями тормозной системы и некоторыми незначительными техническими деталями. Коломенский завод, выпускавший эти паровозы, с 1870-х годов имел право маркировать свою продукцию государственным гербом — знаком признания высокого качества.
В 1910 году с «Кукушками» начали соперничать паровозы серии С, выпускавшиеся на Сормовском и некоторых других заводах и отличавшиеся скоростью, надежностью и экономичностью
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.