Разрешение на статью получено от родителей.
Писали сказку по методу Гарднера с моей второклашкой.
Метод Гарднера :
Суть игры заключается в том, что сказка составляется вместе с ребенком.
В начале предлагается ребенку придумать сказку, в которой будет начало, середина и конец. Сказка должна быть новой и увлекательной. И в ней должно быть некое поучение.
Если ребенок возвращает психологу сказку с непроработанной травмой или неразрешенным конфликтом. Тогда психолог пересказывает эту сказку, сохраняя сюжет, только вплетает в сказку адаптивные методы и трансформирует эту сказку в терапевтическую.
Задача была у нас решить вопрос многих детей, которые не хотят учиться.
Моя маленькая клиентка выбрала фигурки короля, королевы и принцессы и мы начали сочинять сказку.
Очень улыбнуло меня то, как моя маленькая клиентка описывала, что училась принцесса - "абы как". И то, что принцессе хотелось играть и веселиться. Мне только и оставалось, что успевать записывать.
Интересно, что сама девочка предложила решение вопроса в сказке:
"Давай, как будто бы старец даст принцессе зеркальце, в котором она увидит себя в будущем, если она не будет учиться".
Мне осталось только оформить нашу сказку.
Вот, что у нас получилось.
Сказка про принцессу, которая не хотела учиться.
Далеко - далеко, за горами, за долами, за семью холмами, за семью лесами есть волшебная страна. Стоит в этой волшебной стране замок. Правят в нём король с королевой. Росла в этой семье прекрасная доченька, принцесса Адель. Была она очень красивой и юной. Принцесса росла не по дням, а по часам. Адель очень любила гулять, рисовать, веселиться и играть в замке.
Наступила пора, когда принцесса пошла в школу. В волшебной стране, как и везде нужно учиться в школе, даже юным принцессам.
Адель не понравилось сидеть в школе и познавать разные науки. Это было очень трудно и даже скучно. Домашние задания она делала «абы как». На уроках не старалась. Принцесса хотела продолжать резвиться и никак не могла понять, для чего же ей нужны все эти знания. Учителя стали жаловаться на принцессу.
Король с королевой очень расстроились и собрали «семейный совет»:
-Что же делать? Я не знаю как быть! Может быть нам кто-то поможет? Что же делать с нашей принцессой? - буквально взмолилась королева.
- Может быть в этом вопросе нам поможет мой двоюродный брат? – молвил король.
-У него тоже такие же дети, как наша Адель. Возможно, он знает, что делать.
Король отправился в соседнее государство к брату за советом.
Но его встретил такой же государь, у которого дети не хотели учиться.
-Не знаю, как помочь тебе в этом вопросе, - ответил двоюродный брат короля. У меня у самого не хотят дети учиться.
-Говорят, что за семью холмами, в волшебном лесу живет старец, который всё знает. Он нам поможет. У меня есть волшебный клубочек, который приведет к нему. Поезжай, брат, - промолвил государь и протянул клубочек.
Король взял клубок и вернулся в замок, к своей королеве.
Пока он вел свой рассказ о старце и волшебном клубочке, в зал вбежала принцесса.
-Папенька, маменька, я очень устала учиться. Не хочу делать домашние задания и ходить в школу. –как всегда капризничала Адель.
Король с королевой переглянулись.
-Поехали со мной в путешествие к мудрому старцу, - предложил король. У меня есть волшебный клубочек, который приведет нас к мудрецу.
Адель очень обрадовалась. «Ура! Путешествие! Как здорово! И не надо ходить в школу!» - восторженно хлопала в ладоши принцесса.
-Я побежала собираться в путешествие. –радостно прокричала принцесса.
Взяв с собой еды, оседлав коней и бросив клубочек, батюшка с принцессой отправились в путь.
Проскакав весь день, принцесса устала и попросила устроить привал.
Король с принцессой, привязав коней, расположились под раскидистым дубом. Адель расстелила скатерть на траве, достала молоко, хлеб и фрукты, которыми они собирались перекусить.
Только Адель протянула руку к спелому яблочку, как увидела, как из травы показалась голова змеи.
-Ой, папенька, смотри, кто к нам приполз на обед! Какая она хорошенькая! – восторженно промолвила принцесса и потянулась погладить змею.
— Это же ядовитая кобра! – батюшка только успел убрать руку дочурки. Смотри, у неё же «капюшон», который она раскрывает, когда готовится атаковать. Её укус смертелен! Немедленно уходим отсюда.
-Батюшка, откуда ты это знаешь? – испуганно заскакивая на лошадь спросила принцесса.
- Этому учат в школе. Тот, кто прилежно обучается, тот много знает. И то, что кобра ядовитая змея.
И поскакали они дальше.
Они были настолько напуганы, что скакали без остановки очень долго. В это время начался дождь. Капли попадали на лицо и одежду путников, но они продолжали свой путь.
Постепенно дождь прекратился и из-за крон деревьев забрезжило солнышко.
Король с принцессой прискакали на лужайку, всю залитую солнечным светом. Их взору предстала красивейшая радуга.
-Какая она красивая, батюшка! – восторженно вскликнула принцесса. Откуда она появилась?
- Радуга — это оптическое явление, которое может возникать после дождя. Это вызвано преломлением, внутренним отражением и рассеянием света в каплях воды, в результате чего на небе появляется непрерывный спектр света. Радуга принимает форму разноцветной дуги окружности. – очень серьёзно ответил король. И если бы ты училась прилежно в школе, то ты бы это тоже знала.
-Батюшка, как интересно это всё! Я не знала, что такое преподают в школе! – задумчиво ответила принцесса.
В сиянии радужного света поскакали они дальше.
Клубочек привел их к лесу, в котором жил мудрый старец.
Из избушки вышел седой старик. Король с принцессой поклонились ему:
-Здравствуй, дорогой старец! Мы прискакали к тебе из далека. Нам сказали, что ты самый мудрый в волшебной стране. И можешь нам подсказать, что делать, чтобы моя принцесса захотела учиться? - молвил король.
- Девочка, возьми моё волшебное зеркальце. Загляни в него. Оно подскажет, что будет, если ты не будешь учиться. – старец протянул принцессе маленькое, серебряное стёклышко.
Принцесса взяла его. Заглянула в глубину зеркальца и увидела, как она, уже взрослая, вся в лохмотьях пометает пыльные улицы.
Принцесса увидела эту картину и воскликнула:
-Нет, нет, нет! Я не хочу быть такой! По дороге к старцу я поняла, как важно много знать! Ядовитых змей, которые могут смертельно укусить. И что это за явление – радуга! Наверное, еще много интересного меня ждет в школе! Я точно не хочу убирать эти улицы. Я хочу учиться и получать знания.
-Ну вот и решили вы свой вопрос – улыбнулся мудрый старец.
Батюшка обрадовался и бросился обнимать старца.
Король с принцессой поблагодарили старца. Сели на коней и вернулись домой.
С тех пор принцессу было не узнать. Адель стала прилежно учиться и набираться знаний. Она стала лучшей в своей школе. Принцесса выросла и стала достойной правительницей своего государства!
Конец.
- А какой мог бы быть еще исход сказки? - спросила я.
- Адель могла бы сказать, что ей не хочется прилагать никаких усилий. И не хочет она учиться. И тогда, как и показало зеркальце старца принцесса выросла, но не смогла бы править королевством. Власть бы захватил кто-то более умный. А принцесса стала бы просто уборщицей. - сделала своё умозаключение моя девочка.
Автор: Колесникова Светлана Валерьевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru