Найти тему

Иоганн Себастьян Бах: Великий немецкий композитор, мастер фуги и кантаты

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Со дня смерти Баха прошло более 200 лет, и интерес к его музыке растет. При жизни композитор не получил того признания, которого заслуживал.
Интерес Баха к музыке возник почти через сто лет после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона, крупнейшего сочинения Баха, впервые для Мэтью – в Германии - было издано полное собрание сочинений Баха. Музыканты со всего мира исполняют музыку Баха и восхищаются ее красотой, вдохновением, мастерством и совершенством. <<Не ручей! "Его имя, должно быть, море", - сказал о Бахе великий Бетховен.
Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прадед композитора, пекарь по профессии, играл на цитре. Из семьи Бахов происходили флейтисты, трубачи, органисты и скрипачи. В конце концов, всех музыкантов в Германии стали называть Бахами, а всех бахов - музыкантами.
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Айзенах. Первые навыки игры на скрипке он получил от своего отца, скрипача и городского музыканта. У мальчика был прекрасный голос (сопрано), и он пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. В возрасте 9 лет ребенок остался сиротой. Его наставником стал брат, служивший церковным органистом в городе Ольдорф. Его брат записал мальчика в гимназию и продолжил преподавать музыку. Но он был невнимательным музыкантом. Занятия были однообразными и скучными. Для любознательного 10-летнего мальчика это было невыносимо. Поэтому он стремился к самообразованию. Мальчик, узнавший, что его брат хранит в запертом шкафу записку с произведением знаменитого композитора, тайно доставил эту записку ночью и скопировал ее при лунном свете. Эта утомительная работа длилась 6 месяцев, что сильно повредило зрению будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда однажды брат застукал его за этим занятием и выбрал уже переписанную записку.
В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он окончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось воспользоваться этим правом, поскольку ему нужно было зарабатывать на жизнь.
За свою жизнь Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя места работы. Почти каждый раз причины оказывались одними и теми же – неадекватные условия труда, унизительное, зависимое положение. Но какой бы неблагоприятной ни была ситуация, стремление к новым знаниям и совершенствованию никогда не покидало его. С неуемной энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но и итальянских и французских композиторов. Бах не упустил возможности лично познакомиться с выдающимися музыкантами и изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея денег на поездку, молодой Бах пешком отправился в другой город, чтобы послушать пьесы знаменитого органиста Букстехуде.
Композитор также твердо отстаивал свое отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Несмотря на восхищение придворного общества иностранной музыкой, Бах учился с особой любовью и широко использовал в своих произведениях немецкие народные песни и танцы. Полностью изучив музыку композиторов из других стран, он не стал слепо подражать им. Богатые и глубокие знания помогли ему усовершенствовать и отточить свое композиторское мастерство.
Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим исполнителем на органе и клавесине среди своих современников. И если Бах не получил признания как композитор при жизни, то его мастерство импровизации на органе было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Молодой Бах в 20 лет
Молодой Бах в 20 лет

Говорят, что в то время Бах был приглашен в Дрезден для участия в конкурсе со знаменитым французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, и оба играли на клавесине. В тот же вечер Маршан поспешно ушел, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Кассель, Бах удивил свою публику, сыграв соло на органе с педалью. Такой успех не вскружил голову Баху, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. Когда его спросили, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "<Мне пришлось усердно учиться, любой, кто так же трудолюбив, достигнет того же>>.
С 1708 года Бах и его семья переехали в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органов. Бах писал в основном клавишную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило дирижировать небольшим оркестром, аккомпанировать песням принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах посвящал все свободное время творчеству. Сочинение для клавира, созданное в это время, представляет собой вторую вершину его творчества после органной композиции. "Изобретение двух- и трехголосия" было написано в Кетене ("Изобретение трехголосия" Баха называлось "Симфонией"). Композитор предназначал эти произведения для занятий со своим ужасным сыном Вильгельмом Фридеманом. Образовательные цели руководили Бахом при создании сюит - <<Французской>> и <<английской>>. В Кетене Бах также завершил 24 прелюдии и фуги, составив первый том большого произведения под названием "Хорошо темперированный клавир". Он также написал знаменитую "Хроматическую фантазию и фугу" ре минор.
Сегодня сочинение и сюита Баха стали обязательным произведением в программе музыкальной школы, а прелюдия и фуга "Хорошо темперированный клавир" - в школах и консерваториях. Эти произведения, задуманные композитором в образовательных целях, представляют интерес и для зрелых музыкантов. Таким образом, произведения Баха для клавира, начиная с относительно простых композиций и заканчивая сложнейшими хроматическими фантазиями и фугами, можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.
Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где и оставался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Святого Фомы. Бах был вынужден служить в главных церквях города с помощью школы и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось смириться с неудобными для себя условиями. Помимо обязанностей учителей, воспитательниц и композиторов, существовало также предписание "не покидать город без разрешения мэра". Как и прежде, его творческий потенциал был ограничен. Баху пришлось сочинять музыку для церкви<< это было бы не слишком долго, а также... Опера есть, но слушатель будет в восторге>>. Но Бах, как всегда, никогда многим не жертвовал, главное - его художественные убеждения. На протяжении всей своей жизни он создавал произведения, которые впечатляли своим глубоким содержанием и внутренним богатством.
Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокальные и инструментальные произведения: большинство кантат (всего Бах написал около 250 кантат), "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", Массаро си минор. Согласно Иоанну и Матфею, "Страсти Господни", или "Страстотерпение", - это рассказ о страданиях и смерти Иисуса Христа, описанный евангелистами Иоанном и Матфеем, месса которого по содержанию близка к "Страстям Господним". В прошлом и месса, и "Страсти господни" были хоровыми песнопениями в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Мессы и "Страсти господни" Баха - монументальные произведения концертного характера. В нем принимают участие солисты, хоры, оркестры и органы. С точки зрения их художественной значимости, кантата, "Страсти Христовы" и месса представляют собой третью и наивысшую вершину творчества композитора.
Церковные власти были явно недовольны музыкой Баха. Как и в предыдущие годы, она получилась слишком яркой, колоритной и человечной. Правда, музыка Баха не реагировала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.
Бах продолжал писать музыку для клавишных, а также основные вокальные и инструментальные произведения. Почти одновременно с мессой был написан знаменитый "Итальянский концерт". Затем Бах завершил 24 новые прелюдии и фуги, включая том 2 для хорошо темперированного клавира.
Помимо своей большой творческой деятельности и служения в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности городского "Музыкального колледжа". Это было общество любителей музыки, которое организовывало для жителей города концерты светской, а не церковной музыки. С большим успехом Бах выступал как солист и дирижер на концертах в <<Музыкальном колледже>>. Специально для светских концертов он написал множество оркестровых, клавишных и вокальных произведений светского характера.
Но главная задача Баха, руководителя хоровой школы, приносила ему только огорчения и дискомфорт. Средства, выделяемые церковью на школу, были ничтожно малы, а поющие мальчики были голодны и не одеты. Уровень их музыкальных способностей также был низким. Певца часто набирали независимо от мнения Баха. Школьный оркестр не отличался скромностью: 4 трубы и 4 скрипки!
Все просьбы о поддержке школы, с которыми Бах обращался к городским властям, были проигнорированы. Кантеру пришлось взять всю ответственность на себя.
Единственной отрадой по-прежнему были творчество и семья. Оказывается, взрослые сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануэль и Иоганн Кристиан ・ талантливые музыканты. Еще при жизни своего отца они стали известными композиторами. Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора, была очень музыкальна. У нее был отличный слух и красивое и сильное сопрано. Старшая дочь Баха также хорошо пела. Бах создал вокально-инструментальный ансамбль для своей семьи. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли.