Найти тему

Современное высшее образование: проблемы и перспективы

Оглавление

Возникла эта статья, можно сказать, стихийно: наблюдая за тем, как сейчас развивается сфера образования, как среднего, так и высшего, я замечаю, как накапливаются один за другим противоречия, которые в итоге делают институт образования одним из наиболее проблематичных в наше время.

Современная эпоха бросает нашему обществу вызовы, отвечать на которые согласно прежним правилам и доктринам практически невозможно — это как разговор слепого с глухим: вроде бы коммуникация есть, но в действительности нет и намёка на взаимопонимания. Будто бы нет общего кода.

Изображение из сети Интернет
Изображение из сети Интернет

Возникает ситуация, когда высшее образование и реальная действительность словно бы говорят на разных языках.

И пока университеты рисуют какие-то сказочные картины того, как выпускники найдут вакансию по выбранной специальности после диплома, реальность вдруг сталкивает человека с совершенно другой истиной: то, чему ему учили около пяти лет, практически не нужно за пределами университета/института. Учёба сводилась лишь к оценкам, а не к потребности применять знания в «полевых условиях» рабочей среды.

Вот и получается, что у людей снижается кредит доверия к ВУЗам — что они могут дать? Представителям мужской части молодёжи, понятно, университет даёт возможность отодвинуть призыв в армию, но дальше — что?

Возможно, недоверие к высшему образованию в том и коренится, что налицо радикальное несоответствие рынка труда и области образования. Я как-то касалась подобной темы, но несколько под иным углом, и говорила я про школу, а не про ВУЗы, хотя, такую проблему можно перенести и на них, потому что образование вместо того, чтобы открывать перспективы, просто рисует какие-то фантастические образы, сочиняя сказки насчёт трудоустройства после окончания обучения, хотя, как показывает практика, бОльшая часть выпускников либо переучивается, либо работает не по специальности.

Образование не готовит расширенно эрудированных субъектов — оно готовит специалистов, которым ничего другого, кроме заданной изначально функции, понимать и знать не надо. Но в современных тенденциях дело обстоит радикально иначе: гуманитарные и технические вектора совмещаются (о том, почему делить людей на «гуманитариев» и «технарей» бессмысленно, я писала здесь), и просто необходимо делать образование более гибким, мобильным и отзывчивым. Человеку уже недостаточно быть специалистом в одной области, поскольку современный нарратив – это нарратив конвергенции совершенно разных областей знания.

-2

Но при этом не стоит забывать, что высшее образование, в идеале, это углублённое и методически отточенное обучение теоретическим основам, которые и делают специалиста специалистом. Теория даёт базу и возможность видеть более глубокие взаимосвязи. Проблема же в том, что сейчас в университетах дают теорию в очень искажённом и обрубленном виде, потому что преподавательская методика, в среднем ключе, страдает. Студента нагружают информацией сверх меры, но не дают того набора «инструментов», которые и могут раскрыть прикладной потенциал полученного материала. Так, освоение учебного материала становится образованием «мёртвого груза», который после выпуска человек поторопиться сбросить.

Если смотреть шире, то сегодняшняя ситуация будто бы толкает систему образования к тому, что следует стремиться не к подготовке того или иного процента кадров, то есть просто к их штамповке, а к подготовке ряда уникальных специалистов, уникальных в смысле того, что каждый специалист сам по себе будет являться мобильной и подвижной единицой, способной к быстрому и оригинальному решению нетипичных задач, которые даёт развивающаяся и сверхподвижная индустрия.

Ведь суть в том, что сложность и комплексность рабочих запросов растёт, образовательная система в нынешнем виде просто не справляется с тем, чтобы с помощью старых стандартов вывести таких спецов, что были бы готовы сразу приступить к выполнению таких запросов.

Высшее образование замкнулось в своём академическом вакууме, у неё есть некий идеализированный образ мира за пределами университетов/институтов, однако, когда выпускник выходит наружу, то не видит никаких возможностей, ведь перед ним рисовали совершенно другие картины, а из главных стимулов обучения было не желание решить некую задачу, а получить хорошую оценку.

Но в реальности оценок никто не ставит — всё решают результаты работы.

Образование не должно быть косным и консервативным, но и не должно слишком быстро торопиться за модными трендами. Теория и практика по сей день остаются одними из важнейших элементом обучения, тем не менее, следует всегда помнить о том, что учёба — это не оценки, а пестование специалистов, в чьих силах будет наиболее эффективно решать актуальные и сложные задачи.

Спасибо! И до скорого!

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!