Deep Blue Aerospace, китайская частная космическая компания, в погоне и по его стопам Илона Маска, испытала свой аналог «Falcon 9» – прототип многоразового РН «Nebula-1». Полёт продлился 179 секунд.
Испытания проходили на собственном космодроме «Ejina Banner» во Внутренней Монголии. Первые высотные лётные испытания «Nebula-1» прошли практически успешно. Нет, не на 100%, но на 99% точно.
«Nebula-1» по своей идеологии практически точная копия РН «Falcon 9» SpaceX Илона Маска. То, что китайцы в своё время делали в автопроме, они повторяют и в космической области. Берут лучшие решения, повторяют их, а затем уходят в отрыв. Вероятно, тоже самое будет и здесь. Данная тестовая версия первой ступени «Nebula-1» имеет диаметр корпуса 3,35 метра, а её высота около 21 метра.
Причём, более 90% основной конструкции, это собственная разработка «Deep Blue Aerospace». При создании РН «Nebula-1» используются технологии 3D-печати из высокотемпературного сплава. Поднимает РН жидкостной кислородно-керосиновый двигатель «Thunder-R».
Циклограмма первого высотного испытательного полёта РН «Nebula-1»
- Зажигание 3-х маршевых двигателей,
- Старт,
- Подъём до заданной высоты на 3-х двигателях,
- Отключение 2-х двигателей,
- Спуск на посадочную площадку на 1-ом двигателе,
- Корректировка курса на посадку,
- Раскрытие посадочных опор,
- Зависание над местом посадки,
- Посадка.
Все этапы испытательного полёта прошли штатно и по плану. Центральный двигатель, он же посадочный, выполнял регулировку тяги на протяжении всех 179 секунд полёта. Фактический диапазон регулировки тяги составлял от 110% до 58%, с точностью «дозировки» тяги до 1%.
РН «Nebula-1» – полёт успешный, посадку ещё нужно дорабатывать.
Авария произошла на последнем этапа полёта, когда, и это хорошо заметно по видео полёта, которое полностью вы можете увидеть в нашем ТГ-канале. После раскрытия посадочных опор, корректировки точки посадки и зависания, на доли секунды тяга посадочного двигателя была уменьшена раньше расчётного времени. Из-за этого, посадка на площадку оказалась слишком жёсткой, и тестовая модель «Nebula-1» разрушилась. Причём, именно разрушилась, но не взорвалась. Может и потому, что изначально в баки РН было закачено лишь 1/5 от полного объёма топлива.
Отклонение при посадке составило всего 0,5 метра.
В целом, испытательный полёт можно признать успешным. Ошибка на финальном этапе посадки не критическая, и будет устранена в последующих тестовых полётах, на большую высоту.
Можно предположить, что, совершив ещё 4-5 испытательных полётов, каждый раз идя всё выше, «Deep Blue Aerospace» будет готово уже через год-полтора бросить вызов «Falcon 9». И надо держать в уме, что в Китае подобных проектов насчитывается примерно с десяток.
А что «Роскосмос»?
А чем ответит «Роскосмос»? Когда будет первый испытательный полёт «Амур»? Без многоразовых носителей уже лет через 10 нечего будет делать на рынке коммерческих запусков. Да и для собственной космической программы одноразовые РН это уже анахронизм.