Продолжаем рубрику, где уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Великой войны, изучаем (вспоминаем) особенностей гибели боевых единиц. На конец ноября 1918 года большинство "погибших" боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия в войне были переданы странам победителям (и не только). В данной публикации - подводные лодки. В основе материала- справочник Шишова А.А.(1996 год). Немецкие потери представлены в хронологическом порядке, а не по классам или типам как изначально. Стараемся дополнить данные и добавить подробности, насколько это возможно. Надеемся, что читатели помогут добавить в судьбу перечисленных боевых единиц интересные детали. Неуклонно двигаемся к лету 1919 года в Скапа-Флоу.
1918 год
ноябрь
26 - Подводная лодка U-55 передана Японии, в ее флоте называлась "О-3", была разобрана в 1922 году
Принадлежала к подводным лодкам типа U-51 (пятая из шести). Заложена 28 декабря 1914 года, спущена на воду - 18 марта 1916 года, введена в строй 8 июня 1916 года. Место постройки - Киль, "Германияверфь".
В ходе боевых действий совершила 14 походов, в результате - 61 торговое судно потоплено (126010 брт), потоплено 3 вспомогательных военных корабля (7732 брт), повреждены 7 торговых судов (26161 брт), 2 торговых судна захвачены как призы (3466 брт).
Передана британскому флоту в Гарвиче, впоследствии была передана Японии и включена в состав Императорского флота Японии в 1920 году как О-3, находилась в строю японского флота до 1921 года. Была разобрана на верфи в Сасебо между мартом и июнем 1921 года, ненадолго введена в эксплуатацию в 1923 году как вспомогательное судно № 2538 .
Для справки: водоизмещение: 715/902 т, размерения: 65,2х6,44х3,64 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х2400 л.с., 2 электродвигателя, 2х1200 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 17,1/9,2 уз., дальность плавания - 9400(8)/ 55 (5) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 36 человек. Вооружение: 4-500-мм ТА, 7 торпед, 2х1-88-мм орудие SK L/30.
26 - Подводная лодка U-91 передана Бельгии на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа U-87. Заложена 1 августа 1916 года, спущена на воду - 14 апреля 1917 года, введена в строй 17 сентября 1917 года. Место постройки - Данциг, "Кайзерихеверфь".
В ходе боевых действий совершила 8 походов, в результате - 37 торговых судов потоплено (83392 брт), 2 торговых судна повреждено (11821 брт).
Согласно данным немецкого сайта - передана Франции и разобрана в Бресте в июле 1921 года.
Для справки: водоизмещение: 757/998 т, размерения: 65,8х6,2х3,88 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х2400 л.с., 2 электродвигателя, 2х1200 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 16,8/9,1 уз., дальность плавания - 11380(8)/ 56 (5) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 36 человек (в том числе 4 офицера). Вооружение: 4-500-мм ТА,10-12 торпед, 1х1-105-мм орудие SK L/45.
26 - Подводная лодка U-160 передана Франции на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа U-93. Спущена на воду - 27 февраля 1918 года, введена в строй 26 мая 1918 года. Место постройки - Бремен, "АГ Вулкан". В годы войны совершила один поход, без побед.
Для справки: водоизмещение: 821/1002 т, размерения: 71,55х6,3х3,88 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х2400 л.с., 2 электродвигателя, 2х1230 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 16,2/8,2 уз., дальность плавания - 8500(8)/50 (5) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 36 человек (в том числе 4 офицера). Вооружение: 6-500-мм ТА,12-16 торпед, 2х1-105-мм орудие SK L/45.
26 - Подводная лодка U-141 передана Великобритании на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа U-139. Спущена на воду - 9 января 1918 года, введена в строй 24 июня 1918 года. Место постройки - Киль, "Германияверфь". В годы войны боевых походов не совершала.
Для справки: водоизмещение: 1930/2483 т, размерения: 92х9,12х5,27 м; ГЭУ: 4 дизеля, 2х3500 л.с.,2х450 л.с.; 2 электродвигателя, 2х1780 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 15,8/7,6 уз., дальность плавания - 17750(8)/53 (4,5) миль; Глубина погружения - 75 м; Экипаж - 6 офицеров (в том числе 1 - призовая команда, 56 рядовых (в том числе 20- призовая команда). Вооружение: 6-500-мм ТА,19-24 торпед, 2х1-150-мм орудие SK L/45, 2х1-88-мм орудия SK L/30.
26 - Подводная лодка UB-25 передана Великобритании на металлолом
Принадлежала к подводным лодкам типа UB II. Заложена 30 июня 1915 года, спущена на воду - 22 ноября 1915 года, введена в строй 11 декабря 1915 года. Место постройки - Киль, "Германияверфь". В годы войны боевых походов не совершала.
Была продана Британским Адмиралтейством Джорджу Коэну 3 марта 1919 года за 750 фунтов стерлингов (без учета двигателей) и была разобрана в Каннинг-Тауне.
Для справки: водоизмещение: 265/291 т, размерения: 36,13х4,36х3,66 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х270 л.с., 2 электродвигателя, 2х280 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 8,9/5,72 уз., дальность плавания - 7200(5)/45 (4) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 23 человека (в том числе 2 офицера). Вооружение: 2-500-мм ТА, 4 торпеды, 1х1-50-мм орудие SK L/40.
26 - Подводная лодка UB-34 передана Великобритании на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа UB II. Заложена 28 декабря 1915 года, спущена на воду - 17 мая 1916 года, введена в строй 10 июня 1916 года. Место постройки - Гамбург, "Блом энд Фосс".
В годы войны совершила 21 боевой поход, результаты: потоплено 29 торговых судов (39122 брт), 2 вспомогательных военных корабля (374 брт), повреждено 2 торговых судна (12406 брт), 2 торговых судна взяты в качестве приза (2210 брт).
Была продана на металл и была разобрана в Каннинг-Тауне в 1922 году.
Для справки: водоизмещение: 274/303 т, размерения: 36,9х4,37х3,69 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х270 л.с., 2 электродвигателя, 2х280 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 9,06/5,71 уз., дальность плавания - 7030(5)/45 (4) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 23 человека (в том числе 2 офицера). Вооружение: 2-500-мм ТА, 4 торпеды, 1х1-88-мм орудие SK L/40.
К сожалению, других подробностей о судьбе перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996,104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard& Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine.; H.Bendert; Бендерт, Харальд (2000). Die UB-Boote der Kaiserlichen Marine, 1914–1918 гг. Einsätze, Erfolge, Schicksal; Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и корабли противоминной обороны. Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Харальд Бендерт: Лодки UC Императорского флота 1914–1918 гг . ES Mittler & Sohn, 2001.; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу) /Морская коллекция, 1996, № 3. -26 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст. - Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грёнер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и минные суда . Немецкие военные корабли 1815–1945. Том 2. Перевод Томаса, Кейта; Магована, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Все боевые корабли мира Конвея 1906–1921.- Аннаполис, Мэрилен; Tarrant, VE. Наступление подводных лодок: 1914–1945 . Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. - 1989.; ресурсы Интернет.