Найти тему
В Движении

"Продай квартиру - купи Ладу": зачем на самом деле поднимают утильсбор на автомобили

Одной из самых обсуждаемых тем уходящей недели стало грядущее повышение утилизационного сбора на автомобили, которое российское правительство вводит с 1 октября 2024 года. Что это такое и как повлияет на нашу жизнь? Сегодня поговорим подробно на эту тему.

Формально утиль взимается для обеспечения последующей экологичной переработки транспортного средства. Что на самом деле совершенно не так. Это чистой воды протекционистская мера. Она была введена в России ещё в 2012 году при вступлении России в ВТО.

Данный сбор, платят все - как производители внутри страны, так и импортёры. Но национальным производителям государство через субсидии компенсирует эти потери. Если производитель хочет получить частичную компенсацию от государства утилизационного сбора, он должен обеспечить локализацию производства на уровне 30%.

Если же он претендует на полную компенсацию сбора, то он должен повысить локализацию как минимум до 50%, то есть половина автомобиля должна состоять из комплектующих, произведённых на российской территории. Таким образом, из-за повышения утилизационного сбора подорожают только импортные автомобили, а российские, по идее, должны остаться такими же в цене. К этому мы вернёмся чуть позже.

В выигрыше от этого решения, конечно же, находится российский АвтоВАЗ. Его и называют главным лоббистом этой меры. Но, несмотря на то, что государство компенсирует АвтоВАЗу понесённые издержки в связи с повышением утилизационного сбора, вряд ли можно рассчитывать на то, что продукция АвтоВАЗа станет более конкурентоспособной с точки зрения цены.

Вырастут цены на китайские импортируемые автомобили, а вслед за ними, конечно, АвтоВАЗ тоже поднимет цены. Вряд ли он захочет отказаться от своей высокой прибыли и роли такого квази-монополиста на российском рынке.

-2

Стоит заметить, что сейчас АвтоВАЗ занимает доминирующую роль на российском рынке среди всех автомобильных брендов. В 2022 году, после ухода из России европейцев, японцев и корейцев, его доля составляла аж 35% - это исторический максимум.

Но потом, в связи с постепенным освоением российского рынка китайскими брендами, она стала падать: в 2023 году - до 31%, а в августе 2024 (самые свежие данные) доля АвтоВАЗа упала уже до 26%. То есть динамика для АвтоВАЗа неблагоприятная, и он пытается в этой конкурентной борьбе с превосходящим противником опираться на государственную поддержку.

К слову доминирующее положение АвтоВАЗа и в целом низкая конкуренция в России в сегменте дешёвых автомобилей позволяет АвтоВАЗу завышать цены и продавать нам с вами товары по более высоким ценам, чем те, по которым АвтоВАЗ предлагает свою продукцию покупателям из других стран.

Например, Lada Vesta в аналогичной российской комплектации, которая у нас продаётся за 1,5 миллиона рублей, в Беларуси продаётся за 1,2 миллиона рублей (на наши деньги). Почему так? Ну, потому что в Беларуси рынок более конкурентный, туда до сих пор продолжают массово ввозить поддержанные автомобили из Европы, с которыми, конечно, новые российские автомобили не могут конкурировать на равных.

-3

Главным преимуществом АвтоВАЗа всегда была низкая цена, но ВАЗ продолжает дорожать, и не только из-за низкой конкуренции, но и из-за тотальных санкций. Помните как АвтоВАЗ встраивался в международную систему поставок концерна Renault-Nissan. Зачем делать своё, когда можно всё купить.

Нужно ещё упомянуть, что у АвтоВАЗа довольно скудный модельный ряд и большую часть продаж, практически 80%, компания делает всего на двух моделях: Гранта и Веста.

И вот, в этих условиях государство вводит дополнительные поборы в пользу этого самого неэффективного производства, которое даже и не пытается развиваться. Это очень характерный пример, который позволяет нам понять, что сам по себе протекционизм - это лишь инструмент, и применять его надо с умом и в рамках долгосрочной производственной стратегии.

С 1 октября цены вырастут примерно на 10-15%, не одномоментно, но в течение какого-то времени. Но тем не менее в границах ближайшего полугода - цены на автомобили в первую очередь импортные, а затем за ними подтянутся и российские, вырастут на 300-400 тысяч рублей. В целом автомобильный рынок России будет стремительно падать.

К примеру в 2008 году он находился на пике, тогда в год продавалось примерно 3 млн автомобилей. В 2014 году, помните, был первый всплеск цен на автомобили, - тогда оборот рынка упал до 2,3 млн автомобилей в год. К 2021 году, после ковида, он упал уже до полутора миллионов автомобилей. А в 2023 году чуть более 1 миллиона машин было продано на российском рынке.

-4

В 2024 году произошло некоторое оживление: многие наши граждане, фирмы, таксопарки, компании, которые предоставляют услуги каршеринга, стали массово закупать автомобили для того, чтобы сделать это до грядущего повышения цен. То есть наблюдается некоторый всплеск, некоторое оживление, за которым, конечно, пойдёт довольно серьёзный спад, который в ещё большей степени сузит объёмы российского автомобильного рынка и снизит доступность автомобиля для российского гражданина.

И казалось бы, вот государство делает благое дело: пытается стимулировать производство автомобилей внутри страны. Так, может стоит потерпеть, а потом нам это обернётся массовым производством локализованных автомобилей, которые будут продаваться по низким ценам внутри страны? Мечты, мечты.

Повышение утиля не повысит объём выпуска автомобильной продукции внутри страны. В первую очередь потому, что объём спроса при таких ценах будет недостаточным. Растущие цены отсекут большую часть покупателей. Соответственно, при низком спросе мотивы для осуществления инвестиций оказываются для компаний недостаточными.

Все это прекрасно понимают и российские, и китайские инвесторы, поэтому не спешат вкладываться в российский автопром. Китай вольготно чувствует себя как продавец, а не производитель автомобилей на российском рынке. Китайцы нарастили свою долю до 60%, практически ничего не производя в нашей стране. Есть один завод Haval, который работал еще с 2019 года, до введения санкций, но никаких новых производственных мощностей в России со стороны Китая создано не было.

-5

Однако российские компании, продающие автомобили Changan, FAW, JAC и, конечно же, Chery, существенно нарастили свою выручку. Компания Chery стала крупнейшей иностранной компанией в России в 2023 году, увеличив свою выручку за годы специальной военной операции почти на 500 млрд рублей. Она по своим объемам превышает все другие компании, работающие на основе иностранного капитала в России, но, еще раз подчеркну, никакого производства компания Chery в России не имеет и не собирается создавать.

Прямые китайские инвестиции в Россию в принципе не идут не только в автомобильный комплекс, но и в другие отрасли. Например, Китай предпочитает инвестировать деньги в небольшой по сравнению с Россией Казахстан. Туда объем инвестиций почти в два с половиной раза превышает инвестиции, которые Китай разместил в России.

Российские корпорации, опираясь на институты государства, пытаются защитить свою монопольную власть на российском рынке. В частности, АвтоВАЗ делает это путем повышения утилизационного сбора через решение российского правительства. Это означает столкновение интересов российского и китайского капитала.

Пока оно носит частичный, разовый характер, проявляя себя в отдельных отраслях. Однако в перспективе такие ситуации могут распространиться и на другие российские отрасли, что заставит отечественное государство выбирать: поддерживать свой национальный капитал или же идти на поклон к Китаю.

-6

Учитывая, что наше государство было и остается выразителем интересов господствующего класса крупных собственников, отечественное правительство будет вынуждено во все большей степени склоняться на сторону своих производителей, инвесторов и компаний, а значит, во все большей степени ущемлять интересы китайцев.

Эта экономическая конфронтация непременно будет переходить в зону политического конфликта. Поэтому не исключено, что в будущем мы станем свидетелями сначала дипломатических, а потом уже и более громких политических столкновений между российским и китайским правящими классами, в основе которых будет лежать борьба за передел рынков сбыта.

Повышение утилизационного сбора в России это лишь небольшой ход в глобальной игре капитала и к сожалению ощутим его последствие, только мы - простые люди.