Фильм получился зрелищный, с очень хорошей и достоверной фактурой, и у меня даже меньше, чем обычно, претензий к актёрской игре.
Но с идейной точки зрения он меня расстроил, потому что он просто совершенно поперёк первоисточника. Эдмон Дантес, готовясь стать графом Монте-Кристо, бросает вызов Создателю: в фильме он, Эдмон, берёт на себя задачу восстановить справедливость потому что Тот, Кому отмщение и Кто воздаст - этот самый товарищ просто не справляется.
И Эдмона можно понять. Внутри реальности, созданной в фильме, он по-своему прав, хотя в финале видит, что слишком много на себя взял.
Но у Дюма-то этого бунта вообще не было! В книге Монте-Кристо каждый раз, когда встаёт вопрос, кто он, отвечает однозначно - я орудие в руках Господа. Я не мщу - я создаю условия, в которых разнокалиберные подонки наказывают себя сами в силу своих собственных пороков.
И он последовательно идёт именно этим путём. Даёт госпоже де Вильфор склянку лекарства, которое в случае передозировки становится ядом. Сообщает Данглару сведения, которые могут покачнуть биржу. Заинтересовывает прессу прошлым Морсера. Просто вручает очень дорогой камень Кадруссу. Привозит в Париж незаконного отпрыска де Вильфора и представляет симпатичного молодого человека как итальянского аристократа. Привозит в Париж Гайде и не препятствует ей увидеть Морсера среди местного истеблишмента. Вот то, что он делает.
Госпожа де Вильфор САМА решает применить яд ради обогащения своего сына. Данглар САМ раз за разом рискует деньгами, охваченный жаждой наживы и САМ делает всё, чтобы ввести "итальянского аристократа" в свою семью. Морсер некогда САМ принял решение предать союзника Франции Али-Тебелина, и почему бы палате пэров не узнать правду, тем более, что Гайде САМА пришла свидетельствовать против своего врага? Кадрусс САМ прирезал ювелира ради денег и встал на путь криминала. А Вильфор двадцать лет назад просто-таки своими руками закопал своего новорожденного незаконного сыночка, и почему, спрашивается, он не должен понести наказание за покушение на детоубийство, если он королевский прокурор и главный представитель закона в этих местах?
Это всё я излагала то, как сделан поистине великий роман "Граф Монте-Кристо". Какую грандиозную идею автор вложил в повествование. С каким размахом осуществил идею в сюжете - и при этом с какой ювелирной точностью свёл и связал все пути, все судьбы, все характеры, не оставил провисать ни единой ниточки.
А теперь фильм. Сценаристы храбро пытаются улучшить Дюма. В результате Эдмон становится манипулятором, а Гайде и Андреа - заговорщиками, репетирующими каждый шаг, каждую реплику. Вильфор соглашается, чтобы его сестру продали сутенёрам. Кадрусс не трактирщик, а моряк, и он "искупает" свою вину, становясь пиратом (??!!). Данглар теряет состояние в результате одной (!!!) биржевой операции. Товарищи, ну он профессионал, извините. И он не криптовалюту покупал, а вполне традиционные сделки привык заключать. Такого просто быть не могло - потерять всё в одночасье.
И постоянно подчёркивается, как Монте-Кристо, подобно Фантомасу (явная аллюзия в сцене с масками😆) парит над происходящим и активно в него вмешивается.
При том, что самое сногсшибательное в Монте-Кристо, созданном Дюма, была его способность исчезать, выжидать и наблюдать. Предоставлять события их естественному течению. Практиковать недеяние у-вэй, он всё-таки на Востоке много лет провёл.
То есть понимаете. Именно попытки написать сценарий круче, чем у Дюма, показывают, насколько безупречен Дюма в этой сфере и как трудно его тут обойти. Скорее всего, невозможно)) Во всяком случае, на сей раз не получилось.
Вот. Высказалась. А теперь о хорошем. В кои-то веки у меня нет претензий к актёрской игре при просмотре французского фильма. Хорошо сыграли.
Пьер Нинэ (главгерой) справился. Жюльен де Сен-Жан (Андреа) блистателен. Данглар немножко не тот Данглар, что у Дюма, но более жёсткий вариант этого персонажа получился убедительным. Анаис Демустье-Мерседес - в ней были прелесть, тепло и очарование в молодости, горечь и тревога двадцать лет спустя, всё вполне достоверно (мой муж, правда, счёл её недостаточно красивой для Мерседес, ну, ему виднее😜). Гайде вообще выше всех похвал, а песня на турецком (или греческом? кто в курсе?) языке в её исполнении - украшение фильма.
Фактура замечательная, съёмки очешуительные, интерьеры классные, костюмы в соответствии с эпохой, причём про дизайн одежды и интерьеров я рано или поздно ещё статью накатаю.
Смотрели? Как оно вам?