Являясь фанатом второй TDU, я ждал это больше 10 лет. Поиграв, не смог не написать свой первый игровой обзор. Налейте себе чайку, будет много букв и картинок. Штош, поехали ;)
Из-за того, что это носит имя Test Drive Unlimited, не могу не сравнивать её с предыдущей частью. И для того, чтобы удовлетворить меня, достаточно было просто взять все наработки предшественника, перенести на новый остров и добавить современных машин. Всё. Но делать этого не стали, поэтому впечатления от релиза остались смешанными. Но обо всём по порядку.
Графика
Можно констатировать приемлемый вид машин, трафика, города и пригородов - машины красивые, декорации красивые, всё сделано стильно и радует глаз (по крайне мере, если не вглядываться в отрисовку конкретных зданий и не искать копипаст, который, надо признаться, есть).
Но вот сказать то же самое про персонажей, помещения и ещё пару моментов не получится. Если слепить собственного персонажа в редакторе можно в целом приемлемого, то вот НПС, н зачастую реально страшные.
Не менее страшна модель повреждений. Традиционно для серии (да и жанра в целом) тачки неубиваемы, но в Solar Crown повреждения реализованы в виде наложения на модели машин текстуры, похожей на мятую бумагу. Выглядит не просто неубедительно, но и крайне некрасиво.
Надо, правда, сказать, что либо за последние пару дней разработчики что-то поправили, либо на некоторых авто "модель повреждений" не настолько отвратная.
Отрисовку и анимацию салона авто я бы ругать не стал, потому что мне катать в таком режиме неудобно ни с клавиатуры, ни с геймпада (вероятно, с рулём было бы круто, но попробовать пока не довелось). Надо отметить, что все салоны уникальны и явно рисовались с реальных прототипов. Анимация тоже присутствует (в том числе переключения передач не только подрулевыми лепестками, но и рычагом в тех машинах, где он предусмотрен). Не хватает только анимации дисплеев мультимедиа. Хочется напомнить разработчикам, что в предыдущей части TDU в авто, имеющих экраны мульитмедийных систем, отображался навигатор. Что мешало здесь сделать также (с учётом того, что навигация здесь сделана лучше, чем во второй части) - непонятно.
Кстати, с учётом того, что приборная панель на всех машинах полностью анимирована, не вижу никакого смысла сохранять в виде от первого лица HUD - всё, что он передаёт можно отразить на приборке и как раз дисплее.
Техническая сторона/производительность
Судя по отзывам в Steam, тут всё весьма грустно, хотя на деле я каких-либо тормозов на высоких настройках не обнаружил. На ультрах они как будто проявляются, но только мои подключении компа через HDMI к телеку. На мониторе незначительные просадки заметил лишь в моментах с дождём и интенсивно меняющимся освещением. Безусловно, всё зависит от видюхи (у меня RTX 3060), однако всё не так уж прям критично, как пишут в Steam.
А одним из наиболее взбесивших косяков в технической реализации игры стал трафик. И дело даже не в том, что его мало, а в том, что он периодически просто растворяется при приближении к нему. А разок он и возникал передо мной также неожиданной. При этом о проблеме пропадающего трафика написано очень много комментариев в стиме, значит проблема распространенная. Каким образом это могло быть не замечено и не исправлено в ходе тестирования - решительно непонятно.
Дизайн
Пошли любимые разделы :) Но тут опять же всё неоднозначно. На первый взгляд всё стильно и красиво, но если присматриваться (а это по-любому начинаешь делать в связи с постоянными повторениями одних и тех же сцен), то всё становится куда прозичнее. Анимация персонажей тупая (победные жесты, это капец. Мало того, что сама тема безыдейно спёрта у "Форзы" /где она, кстати, была более-менее уместна/, так и сами жесты всегда идентичны) и скучная (раздражают одинаковые движения и позы NPC, их немые разговоры в клубах, зданиях автодилеров, отеле и т.п.).
Помещения однообразные и не создают ощущение реальности - они как бы отражают антураж роскоши и в некоторых случаях довольно красивые (база Street, например), но выполнены настолько вычурно, что совершенно не вызывают доверия. Особенно раздражают автомастерские и дилеры. Мало того, что они по структуре очень похожи (круговой дизайн абсолютно всех подобных помещений и выставленные напоказ тачки), так ещё и неудобны в использовании (об этом подробнее в разделе UX).
Ещё сложно не обратить внимание на пустоватый город. Ему отчаянно не хватает какого-то наполнения - более разнообразного трафика или пешеходов. Ну и если последним нас игры подобного жанра не радуют практически никогда (видимо, чтоб не было желания устроить GTA), то с трафиком проблем быть вроде бы не должно, однако на деле игровой Гонконг выглядит как вымерший мегаполис, дороги которого заняли исключительно гонщики и таксисты.
Зато меню красивое, в лучших традициях TDU ;) Сделано качественно и интересно: сменяются виды города и окрестностей, которые демонстрируются при разном освещении и в разных погодных условиях.
Звук
На сегодняшний день звук - это то, к чему у меня претензий нет вовсе. Приятное звучание машин (в особенности прострелы глушителя), шикарный саундтрек, отличные звуковые эффекты даже в кат-сценах (например вступление в клан "Стрит"). Косяк только в «немых» разговорах (ну тут мы критикуем не за звук, а за его отсутствие). Считаю, что на сегодняшний день звук - это единственный критерий TDU SC, который заслуживает твёрдой десятки.
UX
С удобством в игре вообще проблемы. Тут прям по пунктам.
Начать стоит с невозможности купить машину, выбрав её в списке у продавца. Нужно не просто прыгать от автосалона к автосалону по карте (а они здесь сгруппированы не по маркам, а по стране производства /и хоть причина такого решения понятна - она будет описана в разделе "автопарк" - она не оправдывает дикого неудобства), но и буквально ходить от машины к машине, запоминать их характеристики (и если вы думаете, что все характеристики отображены на одном экране, вы глубоко ошибаетесь - нужно ещё полистать вкладки, места ведь на современных мониторах "катастрофически мало") и выбирать нужную. Это настолько адовая система, что тот факт, что игровых денег на частую покупку авто не хватает, ощущается плюсом 🤦
Раздражает также "сбрасывание" настроек авто после гонок. Смотрите, любую машину можно проапгрейдить (совершенно, к сожалению, линейно: каждые 5 уровней добавляется новая деталька, которую все без исключения ставят на свои тачки), что влияет на её "индекс производительности" (ИП) и допуск к тем или иным гонкам. Соответственно, если допустимый ИП гонки ниже ИП твоей машины, перед гонкой тебе предложит заменить детали на более низкоуровневые, чтобы снизить индекс. Также перед гонкой можно настроить тип покрышек, а также влияющие на стиль вождения и характеристики агрегатов. После гонки всё это вернётся к исходным значением и перед следующей гонкой тебе придётся делать всё это заново.
Косяк в том, что при достижении определенного уровня, как правило, открывается серия заездов, в которых одинаковые как требования к авто, так и тип дорожного покрытия. То есть, если ты надел на свою ласточку внедорожные покрышки перед определенной гонкой, то с вероятностью около 80% в следующей гонке тебе понадобятся те же самые настройки. Но нет, потрать время, настрой всё заново. Может быть, конечно, хитрый замысел разработчиков в том, что за это время к твоей гонке хоть кто-то успел подключиться? Я не знаю.
Ещё одно странное решение - отсутствие возможности централизованного поиска гонок с живыми игроками. В игре, ориентированной на онлайн (о чём, например, говорит требование к постоянному соединению с интернетом), за 20 часов игры удалось лишь трижды покататься с другим игроком. При этом я даже не говорю о том, чтобы заполнить всё лобби из восьми человек - нас было двое и шесть ботов. Причина даже не в том, что общий онлайн игры мал (SC на прошлой неделе была в топ-3 продаваемых в Steam игр), а в том, что для того, чтоб попасть в одну гонку двум игрокам, как я понял, необходимо одновременно приехать к одной точке и практически одновременно зайти в лобби. Учитывая размер карты и количество активностей, вероятность совпасть с кем-то из немногочисленного онлайна весьма невелика.
При этом наличие на карте нескольких так называемых "мест встречи" никак не меняет картину - там никого живого нет, а из интерактивных функций разве что "смена машины".
Кстати эта грёбаная "смена машины" - функция, которую по какой-то причине впилили практически всем NPC: на базе клана, в автомастерских, у дилеров (в отсутствие возможности посмотреть у NPC автосалона список доступных к покупке тачек, можно зато пересесть с одной своей машины на другую 🤦), на АЗС и т.п.
Автопарк
В сети ходит информации, о том, что в игре порядка 100 моделей авто. Доступны они не сразу. Про внешний вид мы уже поговорили, давайте теперь обсудим разнообразие и распределение по категориям. И здесь опять-таки всё неоднозначно. По идее, выбор неплох и вы всегда найдёте, на чём покататься. В качестве плюса могу отметить и то, что коллекцию из всех интересующих вас машин вы соберёте не сразу - заработок здесь не такой быстрый, получить тачку на розыгрыше, как в «Форзе», не получится, купить подержанную за полцены, как во второй части, тоже.
Из минусов - странный выбор моделей для лицензирования. Почему, например, в игре представлена Audi Q7 2008 года выпуска, а не современная? И так с несколькими тачками. Купить игру 2024 г., чтоб кататься на машинах, которые были доступны в предыдущей части (которая вышла, напомню, в далёком 2011-м) - ну такоое. Это конечно, касается не всех производителей, но несколько примеров есть.
Также к минусу можно отнести отсутствие у каждой марки достаточного количества моделей, чтоб организовать "дилерский центр". Именно поэтому, мне кажется, разработчик и сгруппировал авто по странам производства, а не маркам. При это у Lamborgini и Ferrari "свои" дилеры есть. Это плохо, потому что это путает. Например, почему ни "ламбы", и "ферры" не продаются у дилера "итальянских машин", а Lamborghini Urus нельзя найти у дилера "внедорожников"?
Однако самый большой косяк, касающейся именно автомобилей заключается в том, что в каждом классе уже сегодня есть откровенно имбовые тачки. То есть если вы намерены бороться за хотя бы топ-100 гонщиков вашего сервера, будьте добры приобретать определенный авто, потому что на остальных ваши шансы критически снизятся. Это откровенный дизбаланс и в соревновательных играх, заявляющих в качестве своего преимущества большой автопарк, неприемлем. В конце концов, подобный подход практически полностью нивелирует усилия разрабов по лицензированию большого количества автомобилей.
Сеттинг
Название новой части отсылает к "Солнечной короне" - турниру из второй части, в которой десяток мажоров с Ибицы соревновались между забой за денежные призы и красивые тачки. Зрителями турнира были азартные и зачастую не менее мажористые отдыхающие, которые, судя по всему, и финансировали эту движуху (это нам нигде не рассказывали, я сам додумал - звучит-то логично). На заработанные от бессчётных побед и выполнения различных заданий (таксование на "Феррари" тоже присутствовало) деньги можно было скупать недвижимость на Ибице и Оаху, обставлять её дорогущей мебелью и вообще чувствовать себя королём жизни.
Соответственно, название Solar Crown давало основания полагать, что сеттинг новой части будет крутиться вокруг турнира. Так и есть. Только вот турнир уже совсем не тот. Если честно, из сюжета я до конца так и не понял, в чем его суть и идея. Кто и с какой целью его проводит - непонятно. Если во второй части SC был одиночной активностью и попыткой добавить сюжет в игру, то в нынешней части (не работающей, кстати, офлайн), судя по названию, вокруг турнира должно крутиться всё.
Так-то оно так, но это совсем не ощущается. Из-за отсутствия возможности нормально соревноваться с другими игроками, состязательного духа как такового у игры практически нет. Кланы Street и Sharps, которые разработчики добавили для внесения дополнительного соревновательного эффекта, хоть и симпатичные сами по себе, также не имеют ни сути, ни идеи, отчего на сегодняшний день выглядят как ненужные компоненты (кстати о симпатичности тоже можно спорить, ведь Street - такие "свои в доску" бунтари, а Sharps - надменные снобы, позиционирующие себя как элита и уже при первом знакомстве норовящие смешать игрока с 💩. Неудивительно, что первые по итогам "соревнования кланов" почти всегда побеждают - там просто существенно больше участников).
Кланам сейчас отчаянно не хватает каких-нибудь ивентов. Например, пробегов в колонне, внутренних гонок по каким-то нестандартным местам, общей постройки базы и т.д. и т.п. Все ключевые NPC просто сидят в вип-зоне клуба/ресторана и чего-то ждут. Вот посмотрите, например на описание клана стрит. Звучит круто, на деле ничего из описанного в игре никак не проявляется.
Вообще, выбирая местом действия Гонконг, разработчикам стоило не просто облегчать свой труд (потому что его площадь 80 кв.км против 500 кв.км Ибицы во второй части и 1500 кв.км Оаху в первой), но хотя бы задействовать сюжетные перспективы, которые он даёт. Если Ибица и Гавайи - это чил, расслабон, пляжи и клубы, то Гонконг - это финансы и криминал. А криминальная тематика и автомобили, кажется просто созданы друг для друга. Что мешало сделать хотя бы минимальный сюжет для того, чтобы происходящее на экран действо обретало хоть какой-то смысл? Я не понимаю…
Не пошли игре на пользу и удаление одиночных активностей из первой и второй частей: перегон автомобилей, покупка недвижимости, помощь прохожим, гонки с НПС в открытом мире… Это же всё уже было придумано - достаточно было просто взять и включить в свой продукт. Но нет.
Что касается недвижимости, то тут, кажется вообще фейл. Понятно, что разместить 30 домиков на 80 квадратных километрах сложнее, чем на трёх тысячах (если говорить об обоих островах, доступных во второй части), но ограничиться одним (имеющим, прямо скажем, посредственный интерьер) отелем на всех - это откровенная халтура. Номер хоть и красив на первый взгляд, совершенно пуст на деле, не интерактивен, не имеет возможности кастомизации и после четвёртой или пятой загрузки провоцирует единственное желание - быстрее из него свалить. Вроде как в перспективе пустят на какой-то "более высокий этаж", но это не точно.
Общий холл может привлечь внимание разве что табло с отсчётом дней до начала некоего «сезона» и машинами четырёх игроков, достигших каких-то высоких показателей в игре. Всё остальное - просто красивая статичная картинка, надоедающая уже на третье посещение.
Последнее, кстати, тоже убивает антураж серии TDU. Из-за дурацкой конструкции онлайн-составляющей, малого времени, которое можно посвятить игре, стоит понимать, что оказаться в четвёрке топовых игроков среднестатистический игрок, скорее всего, никогда не сможет. Он будет обречен пробегать мимо чужих тачек и понимать, что он - дно не король в этом игровом мире. В то время как TDU всегда был не столько про гонки, сколько про симулятор роскошной жизни, где главный герой - пример успешного успеха.
Выводы
Это грустно писать, но перед нами то, что могло бы быть хорошей игрой, но по какой-то причине ей не стало. Наверное, называть это провалом слишком грубо, но фанаты именно TDU ощущают Solar Crown именно таким. Что стало причиной? До конца не ясно. Может желание подражать Forza Horizon? Может трудности в студии и горящие сроки от инвесторов? А может (и если так, то всё очень грустно) неспособность разработчиков почувствовать дух настоящей TDU. Несмотря на то, что ниша аркадных автогонок сегодня возглавляется Forza Horizon, TDU должна отличаться от неё - это игры совершенно о разном! Но
в итоге KT Racing и Nacon выкатили нам филер, который, может быть, позволит фанатам именно "Форзы" скоротать время до шестой части.
Когда начинал писать обзор, хотел закончить его на позитивной ноте. Но в ходе подробного разбора игры понял, что сегодня в ней позитивных моментов всё-таки меньше, чем негативных поэтому вердикт «рекомендую» мне сегодня давать сложно. Основная проблема TDU SC заключается в том, что ей не хватает, как я отмечал выше, сути и идеи. Сегодня это просто покатушки.
Впрочем, игра не безнадёжна. Именно поэтому я не стал делать возврат денег. Если рассматривать её как платную «бету», то всё станет немного радужнее. Каждый из описанных мной пунктов можно доработать: добавить активностей для занимательного времяпрепровождения, объединить сервера для большего он-лайна, допилить трафик, прописать чемпионату и кланам хоть сколько-нибудь адекватный сюжет, добавить авто и переделать систему дилеров. Было бы желание.
Пусть сделанный на старте продаж денежный вклад каждого фаната TDU станет для разработчиков мотивацией и подспорьем для дальнейшего развития пока ещё очень сырого проекта. А я пока всё же поиграю, дождусь начала «сезона» и первого патча. И посмотрю, исправлено ли хоть что-то из той кучи недостатков, которыми сегодня напичкана «Солнечная корона».
Надежда есть, ведь образцовый сегодня «Киберпанк 2077» на релизе тоже был адски сырым продуктом…
Спасибо за внимание! Обзор планирую дополнять по мере появления новых мыслей.
Если вам нравятся мои статьи, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди много интересного ;)