Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 22сентября 2024 г. - Индийская армия планирует снять с вооружения несколько сотен танков Т-72 и в то время, когда мировой спрос на танки этого класса очень сильно вырос, собирается предложить их на экспорт. На вооружении армии находится около 2500 танков Т-72, первые из которых были получены в конце 1970-х годов, а также более 1000 Т-90, и еще новые Т-90 находятся в стадии заказа. В течение длительного времени индийская армия является крупнейшим в мире оператором танков обоих классов, причем оба сохраняют значительную оперативную совместимость, поскольку Т-90 сам по себе является усовершенствованной производной Т-72, первоначально получившей обозначение T-72BU.
Хотя Т-72 имеет значительные возможности для модернизации, возраст машин повышает их эксплуатационные требования и снижает коэффициент готовности, что заставляет индийскую армию отдавать предпочтение размещению заказов на новые Т-90, что она и продолжает делать. Высокопоставленный чиновник сообщил о планах предложить снятые с вооружения Т-72 на экспорт: «Перед экспортом танки будут модернизированы, что позволит странам Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии воспользоваться преимуществами этих боевых машин». Капитальный ремонт списанных танков будет проводиться на заводе тяжелых машин в Авади, который ранее производил их по лицензии, а в 2000-х годах перешел на лицензионное производство Т-90.
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!
Возможность поставки сотен Т-72 на экспорт вызывает серьезные вопросы о том, какое влияние это может оказать на мировые танковые рынки. За последние 30 месяцев значительные запасы Т-72 были быстро исчерпаны, поскольку танки из Европы и Марокко были переданы Украине, а собственные резервы России и соседней Беларуси были включены в состав новых частей российской армии.
Конкурентоспособность Т-72 на экспортных рынках, хотя в 1980-х и 1990-х годах у него было мало конкурентов, значительно снизилась в последние годы, в основном из-за развития таких соперников, как китайский VT-4, которые предлагают такие характеристики, как системы активной защиты и современные тепловизионные прицелы, которые оставили старый советский класс машин далеко позади. Эксплуатационные расходы Т-72 также выше, чем у этих более новых машин, и намного выше, чем у более консервативных танков, таких как китайский Al Kafil-1, разработанный для Ирака на основе Type 59.
Несмотря на жесткую конкуренцию, у Индии есть несколько возможностей для продажи своих танков. Ключевым преимуществом Т-72 является то, что он уже очень широко эксплуатируется, а это означает, что существует широкий круг клиентов от Южного Судана до Венесуэлы, которые могут попытаться расширить свои парки за счет приобретения большего количества машин с полным общим обслуживанием. Страной, которая, возможно, обладает наибольшими возможностями для приобретения сотен таких машин, является сама Россия, которая извлекла сотни, а по некоторым оценкам, и тысячи машин из хранилищ после их вывода из эксплуатации в постсоветские годы. Хотя во многих российских отчетах утверждается, что производство новейшего боевого танка Т-90М успешно возросло до более чем 100 единиц в месяц, тем не менее, оценки указывают на то, что Россия все еще может быть заинтересована в дальнейших приобретениях Т-72. Тем не менее, остается неясным, будет ли Индия готова выдержать давление Запада, чтобы не передавать вооружения России напрямую, при этом остается вероятность того, что они могут быть переданы через третью сторону.
Помимо России, в число возможных клиентов может входить Вьетнам, который уже эксплуатирует Т-72 и с которым Индия укрепляет стратегические связи, хотя вооруженные силы страны уже приобрели Т-90 и относительно хорошо финансируются. Лаос, получивший Т-72 от России в качестве помощи в конце 2010-х годов, также может стать одним из возможных клиентов, как и Иран, который произвел более 400 Т-72 по лицензии в 1990-х годах, прежде чем Россия прекратила поставки. Также сохраняется возможность того, что Индия может поставить Т-72 в качестве помощи для оказания влияния на потенциальных стратегических партнеров, таких как Бангладеш или Мьянма, что было бы далеко не беспрецедентным.
Поскольку конфликт на Украине изменила рынки для танков Т-72/90, лишив Россию, Украину и Беларусь возможности экспортировать свои собственные запасы, как это было раньше, решение Индии экспортировать свои машины происходит в потенциально оптимальное время для того, что на протяжении десятилетий было самым популярным классом танков в мире на глобальных рынках.
С развитием технологий Индия стремится создать надежную оборонную промышленность посредством различных программ модернизации. Проект перспективной модернизации T-72 Ajeya подчеркивает усилия Индии по повышению боевых возможностей с использованием местных ресурсов и инженеров. Однако без российских технологий и опыта Индия может столкнуться с трудностями при проведении сложных ремонтов и внедрении новых систем.
Российские танки Т-72 и индийские Т-72 Ajeya могут иметь одинаковое название, но их технологическая структура совершенно разная. Индийская версия была адаптирована под местные условия, в ней были внесены изменения в шасси для улучшения характеристик на различных типах местности.
Более того, T-72 Ajeya может похвастаться передовой броней и системами активной защиты, что повышает его защиту от современных угроз. Улучшения на этом не заканчиваются; его системы управления огнем также были модернизированы для более точного наведения и общей эффективности на поле боя.
Модернизация двигателя и подвижности танка, обеспечивающая ему повышенную мощность и маневренность. Вдобавок ко всему, T-72 Ajeya получил значительные улучшения в своих коммуникационных и электронных системах, что означает, что экипаж может лучше обмениваться информацией и координировать действия с другими военными подразделениями.
Ожидается, что модернизированный индийский вариант будет оснащен новыми системами вооружения и боеприпасами, что значительно увеличит его огневую мощь. Эти технологические достижения свидетельствуют о решимости Индии усилить свои военные возможности и эффективно решать современные военные задачи.
Конечно, можно избежать привлечения российских инженеров, но это было бы рискованно для Нью-Дели. На практике, если Индия решит ремонтировать и модернизировать свои танки T-72 Ajeya без активного участия российских инженеров, скорее всего, возникнут проблемы. Эти проблемы связаны с качеством выполненной работы и интеграцией новых технологий.
Важно понимать, что успешный ремонт и модернизация зависят не только от наличия правильных материалов, но и от знаний и опыта технического персонала. Хотя Индия может достичь независимости, поддерживая и модернизируя Т-72, это будет длительный и сложный процесс, требующий значительных инвестиций в обучение и разработку местных технологий.
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!