Найти тему

Главный город (Азия): БАНДАР-СЕРИ-БЕГАВАН

Все фото из открытых источников Интернета

Столица Брунея до середины XX века называлась Бандар Бруней, что значило "Брунейский город".

Первое поселение на этом месте появилось ещё в VII веке.

В 1967 году султан Омар Али, папа нынешнего, решил уступить престол старшему сыну. Перестав быть монархом, Омар взял себе скромный титул Сери-Бегаван, что значит "благословенный". В знак благодарности, новый султан изменил название главного города королевства в честь отца, назвав его Городом Благословенного, или Бандар-Сери-Бегаван. Главный аэропорт Брунея находится в нескольких километрах от центра. Перед посадкой надо заполнить миграционную карту.

На ней вежливое предупреждение: за перевоз наркотиков в Брунее смерть. Бандар-Сери-Бегаван даже близко не Дубай.

Столица Брунея расположена на северном берегу реки, которая по совпадению называется Река Бруней. С севера в эту реку впадает другая - река Кедаян, она делит город на западную и восточную часть. Итак, мечеть Омара Али Сайфуддина - главная красивость города. Она максимально приближена к эстетике 1001 ночи, Принцу Персии, и всему прочему. Построена в 1958 году тем самым султаном Омаром, который потом отрёкся от престола - и соответственно названа в его честь.

Мечеть элегантная, неброская, из белого и светло-бежевого мрамора, с позолоченными куполами. На башнях и минаретах установлены громкоговорители.

Высота главного купола (он покрыт золотом) - 52 метра.

Во время молитв немусульман внутрь не пускают.

Красивей всего главная мечеть смотрится ночью, когда её подсвечивают изнутри нежным зелёным светом. К 1,400-летней годовщине Корана в 1967 году, в пруде рядом со зданием мечети построили искусственный остров в форме традиционной баржи.

-2

Утверждают, что именно такая принадлежала султану в XVI веке.

Однако это не самая большая мечеть города.

Это титул принадлежит более новой мечети, Джейм Аср Хассанала Болкиаха, построенной нынешним султаном в 1994 году. Здесь четыре огромных минарета, очень крупный купол, множество галерей, садов и фонтанов.

Короче слишком много всего. В итоге за счёт пафоса теряется элегантность, присутствующая в мечети Омара Али. Безлюдные улицы. Ладно бы только безлюдные, они ещё и безмашинные, и бесповоротные! Говорят, власти ввели новую инициативу, чтобы как-то оживить город: воскресенья объявлены семейным днём, когда все должны приезжать в центр столицы из окрестностей, чтоб покататься на велосипеде.

В эти дни машинам запрещено ездить по центральным улицам.

Говорят сам Султан принимает участие в этих новых традициях.

Торговый Центр Султана - самое западное по содержанию здание в брунейской столице. До европейского уровня, конечно, не тянет, но смело напоминает ТЦ в какой-нибудь Гаване (только товаров тут конечно побольше).

Неудивительно, что именно здесь, на втором этаже, решили расположиться посольства Германии и Франции. С одной стороны можно было бы порекомендовать брать машину в аренду, с другой - не очень ясно, куда на ней ездить.

Так что лучше всего запомните номер хорошего таксиста.

Что брунейской столице недостаёт в плане наземного транспорта, она с лихвой восполняет речным. В городе огромное количество дешёвых речных такси.

Около центральных причалов постоянно кучкуется с полдюжины ждущих лодочников. А причалы разбросаны по всему городу.

У Брунея долгая история речного промысла, и большинство районов так или иначе расположены недалеко от какой-нибудь воды.

-3

Правда, вода в местных реках далеко не чистая, так что пожалуй лучше с лодки её особо не трогать. На водных такси можно съездить в самый интересный район Бандар-Сери-Бегавана, крупнейшую в мире водную деревню на сваях, Кампунг-Айер.

-4

А ещё в Бандар-Сери-Бегаван бывают христианские церкви.

Правда немного, и гораздо проще мечетей. Ни тебе позолоченных куполов, ни тебе мрамора. Обыкновенный дом с небольшой башенкой.

-5

Поговорим о ходьбе пешком. Тут это не принято. Город для ходьбы не приспособлен. Например, кюветы тут широкие и глубокие, если идёшь вечером, запросто можно туда одной ногой провалиться! И ливневые решётки слишком редко сделаны. Ребёнку или женщине на каблуке тут будет очень опасно ходить.

-6

А многие дороги вообще без тротуаров. Короче ходить по Бендар-Сери-Бегавану пешком, удовольствие то ещё. Климат в городе экваториальный, влажный, осадки выпадают в течение всего года, всего около 3000 мм в год.

Среднемесячная температура — +26…+28°С.

За свою историю расположение города менялось три раза: первые поселения находились в мукиме Кота-Бату, затем — в Кампонг-Айер, прежде чем расположиться в пределах современного города. В 1920 году поселение получило официальный статус города и центра британских владений и стал называться Бандар Бруней.

Слово «бандар» в малайском языке означает «город» и происходит из персидского языка, где означало «порт». Столица Брунея соединяется с западной частью страны автомобильными дорогами. Восточная часть отделена заливом, попасть в неё можно либо морским путём, либо через территорию Малайзии.

Международный аэропорт Брунея находится в 11 км от центра города.

Он обслуживает всю страну. Водный транспорт представлен катерами-такси (местное название — пенамбанг), которые курсируют по реке от центра города до Кампонг-Айер. Также катера связывают столицу с городами Бангар и Лимбанг.

В городе немало исторических и культурных достопримечательностей, включая Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина, королевские мавзолеи, дворцы и множество музеев, в том числе национальный Музей Брунея.

Среди городских парков интересен в первую очередь Персиаран-Дамуан, в котором представлены скульптуры, созданные представителями стран, входящих в АСЕАН.

Здесь же можно встретить носачей — обезьян, обитающих только на Калимантане.

-7

Не всегда Бруней был таким маленьким и незаметным.

Были времена, когда страна контролировала почти весь остров Калимантан и даже некоторые территории за пределами острова. Были также времена, когда армия Брунея была внушительной силой в регионе и успешно сопротивлялась войскам Испании, проводившим колонизацию Юго-Восточной Азии.

И это все за 500 лет до обнаружения нефти и газа, а ведь тогда сила и величие измерялись другими мерилами. И если бы, сохранив сплоченность, тогдашнее руководство не позволило внутренним проблемам привести государство в полный упадок, было бы все по-другому. Внутренней враждой естественно воспользовались европейцы, укрепив свое влияние на Калимантане, и с тех пор Бруней становился все меньше и меньше, и, в конце концов, чуть было совсем не исчез.

Два района соседней Малайзии Сабах и Саравак во второй половине 19-го века считались еще территорией Брунея. Путем каких-то запутанных махинаций оба района оказались под властью Великобритании. Да и сам Бруней впал в полную зависимость.

Султан сохранил свои регалии, имел власть над своим народом, но и шагу не мог ступить самостоятельно, не испросив совета у метрополии.

Важность этого региона многократно возросла с началом добычи нефти в конце 20-х годов. Именно по этой причине Великобритания, с легкостью избавившись от многих «нерентабельных» колоний, предоставив им независимость, так медленно и с неохотой шла на уступки в вопросе признания независимости Брунея.

Изначально имелся план по объединению территорий современных Малайзии, Брунея и Сингапура в федерацию. С целью воспротивиться этому в Бандар-Сери-Бегаване в 1962 году даже вспыхнуло вооруженное восстание, направленное в том числе и против тогдашнего султана Омара Али Сайфуддина III, который поддерживал идею объединения.

Вскоре восстание охватило всю современную территорию Брунея и даже перекинулось на соседние районы. Из лидера восстания шейха А. М. Азахари не получился национальный герой, о нем не принято вспоминать, его выгнали из страны, хотя, несомненно, это одна из ключевых фигур в брунейской истории.

Плодами этой попытки переворота воспользовался сам султан, заявив об отказе в присоединении к федерации и озвучив то, чего добивался бедный Азахари, - стремление к полной независимости. Это все происходило на фоне обнаружения новых месторождений нефти и нежелания делиться доходами от ее продажи.

Переговоры шли годами, англичане тянули время, получая ежедневно десятки тысяч тонн нефти и миллионы кубических метров газа.

Чтобы сохранить государственность и свою династию, султан был вынужден отказаться от притязаний на Сабах и Саравак, то есть от более чем 95% территории страны, и отрекся под давлением Великобритании от престола в пользу своего сына, нынешнего султана Хассанала Болкиах. Оставшись главным советником при сыне, он до конца жизни влиял на политику своей страны. Омар Али Сайфуддин дожил до того момента, когда была объявлена полная независимость Брунея, по кусочкам вырываемая, выклянчиваемая и выкупаемая у Британии. Случилось это в ночь на 1 января 1984 г.

Тогда перед многотысячной толпой народа султан Хассанал Болкиах провозгласил полный суверенитет Брунея. Этого события ждали более 30-ти лет и цена, заплаченная за эту независимость, оказалась немалой. Столица страны Бандар-Сери-Бегаван - маленький, но очень симпатичный городок. Первые поселения на обоих берегах реки Бруней появились здесь еще в восьмом веке, но древностей той поры не сохранилось.

Жители населяют окраины: те, кто победнее живут в Кампонг-Айер, остальные обзавелись особняками в пригороде, где отстроен огромный частный сектор - его внушительный размер виден из иллюминатора заходящего на посадку самолета.

Единственное, что может показаться старым – мусульманское кладбище на задворках города. Интересующиеся могут также посетить могилы предыдущих султанов Брунея. Отец нынешнего султана похоронен недалеко от музея Брунея на выезде из города, там же рядом есть и реально древние мавзолеи султанов Шариф Али (умер в 1432 г.) и Болкиах (в 1524 г.). В самом центре есть несколько высотных офисных зданий (сложно назвать их небоскребами). Одно из самых больших сооружений здесь - многоэтажная парковка, откуда открывается панорамный вид на весь город, но забраться наверх, говорят, удается не всегда – прогоняют бдительные сторожа.

С реки Бруней видно и третью большую мечеть Бандара, не менее красочную, но почему-то нигде не упоминаемую. Она носит трудновыговариваемое название Masjid Duli Pengiran Muda Mahkota Pengiran Muda Haji Al-Muhtadee Billah.

Если я правильно разобрал написанную на малайском языке заметку в интернете, то построена она совсем недавно в 90-е годы. Национальный музей Брунея находится на задворках города (5 км от центра) в районе Кота Бату поблизости от королевских мавзолеев. Добраться туда можно проходящим автобусом с автостанции, возле музея как раз есть остановка, а вот обратно придется ехать на такси.

На входе в музей нужно разуться и дальше по музею ходить без обуви.

Поскольку бюсты и памятники отдельным личностям в мусульманстве не приветствуются, то их в Брунее и нет. В современной истории размеры города увеличивались шесть раз: в 1931, 1936, 1940, 1949, 1956 годах .

1 августа 2007 года султан Брунея одобрил расширение территории с 12,87 до 100,36 км. Бруней-Даруссалам — страна недоступная из-за трудностей с получением визы и законов шариата, по которым живет Бруней, и потому не особенно популярная среди туристов. Но, возможно, для кого-то этот фактор может сделать ее столицу крайне привлекательной, а ее посещение — заманчивым, ведь трудности всегда влекут отважного путешественника! Самое богатое и примечательное городское строение (если это средоточие роскоши можно назвать таким скромным словом) — это дворец султана.

-8

Между прочим — самый большой жилой дворец в мире.

В нем 1778 комнат, 18 лифтов, 44 лестницы, не один, а несколько тронных залов, 51 000 светильников. Дворец собирали со всей любовью, которую султан мог себе позволить: здание отделано привезенным из Италии мрамором, английскими люстрами, лучшими сортами китайского шелка оформлены его внутренние помещения.

В собственности султана находится самая большая в мире частная коллекция автомобилей: например, здесь имеется полторы сотни роллс-ройсов и других дорогущих машин, которые автомобильные бренды выполняли по индивидуальным заказам султана.

В конце Рамадана дворец открыт для посещения.