Найти тему
Гид по Риму Светлана Синица

Восхождение и падение «папессы» Донна Олимпия Майдалкини

Олимпия Майдалкини, более известная как Донна Олимпия или в народе "Пимпачча", родилась 26 мая 1592 года в Витербо. Ее отец, Сфорца Майдалкини, был капитаном ордена госпитальеров и чиновником папской таможни, а мать, Виттория Гуальтерио, происходила из знатного рода Орвието и была римской патрицианкой.

Аллесандро Альгарди, Олимпия Майдалкини, Палаццо Памфили, Рим
Аллесандро Альгарди, Олимпия Майдалкини, Палаццо Памфили, Рим

Отец Олимпии, намереваясь оставить единственным наследником сына, планировал отправить трех дочерей в монастырь – распространенная практика того времени, позволявшая избежать расходов на приданое. Однако он не учел характер и волю Олимпии, решительно настроенной занять свое место в обществе.

Когда отец отдал ее священнику для необходимой духовной подготовки, девушка придумала неблаговидную, но эффективную уловку: она обвинила ни в чем не повинного священника в сексуальных домогательствах. Хотя обвинение позже оказалось ложным, и бедный монах был реабилитирован, этого эпизода оказалось достаточно, чтобы Олимпия избежала монастыря.

Донна Олимпия Памфили (Майдалкини), Диего Веласкес, 1650
Донна Олимпия Памфили (Майдалкини), Диего Веласкес, 1650

28 сентября 1608 года, в возрасте 16 лет, она вышла замуж за Паоло Нини, богатого пожилого землевладельца из Витербо. Спустя всего три года он скончался, оставив Олимпию вдовой, свободной и с значительным наследством.

Второй брак и восхождение к власти

Амбициозная и жаждущая занять видное положение в римском обществе, в 1612 году Олимпия вышла замуж за Памфилио Памфили, представителя знатной римской семьи, и поселилась во дворце Памфили на площади Навона. Этот брак удовлетворил обе стороны: Олимпия породнилась с одной из самых влиятельных семей римской знати, а Памфилио женился на молодой и богатой женщине, которая поправила истощенную семейную казну.

Портрет Папы Римского Иннокентия X, Диего Веласкес, Палаццо Памфил, Рим
Портрет Папы Римского Иннокентия X, Диего Веласкес, Палаццо Памфил, Рим

Тем временем брат Памфилио, Джованни Баттиста, поднимался по церковной иерархии, и Олимпия, несомненно движимая амбициями, всячески способствовала его восхождению, в том числе благодаря унаследованному от покойного первого мужа состоянию.

Папа Римский Иннокентий X, Джанлоренцо Бернини, палаццо Памфили, Рим
Папа Римский Иннокентий X, Джанлоренцо Бернини, палаццо Памфили, Рим

Как благодаря собственным заслугам, так и благодаря интригам невестки, монсеньор Памфили действительно сделал блестящую карьеру: сначала он был назначен нунцием в Неаполе, затем кардиналом и легатом при французском дворе, и наконец, в 1644 году, папой под именем Иннокентий X.

На вершине власти

Насколько важной фигурой была Донна Олимпия, стало ясно сразу же во время церемонии вступления во владение, когда папа приказал изменить маршрут кортежа, чтобы благословить племянницу "Олимпиуччу", выглядывающую из окон дворца Памфили.

Олимпия Майдалкини, работа неизвестного художника
Олимпия Майдалкини, работа неизвестного художника

Через несколько дней после избрания, 24 сентября 1644 года, Иннокентий X составил завещание, по которому все его личное имущество отходило Донне Олимпии, ставшей таким образом самой влиятельной фигурой в Риме (это принесло ей прозвище "папесса"). Считалось, что все дела, признания, назначения и контракты решались в ее салоне во дворце Памфили.

Палаццо Памфил в Риме, в котором жила Олимпия
Палаццо Памфил в Риме, в котором жила Олимпия

Неизбежно весь Рим (начиная с Пасквино) говорил и судачил о том, что Донна Олимпия была ближе к шурину, чем к мужу, и что между ними были не только духовные и платонические отношения, выставляемые напоказ, но и настоящая интимная связь, особенно после смерти Памфилио в 1639 году. Говорили, что любой, кто хотел добраться до понтифика, должен был пройти через невестку, и что ее услуги стоили дорого.

Богатство и влияние

В 1645 году Олимпия получила от Иннокентия X земли, принадлежавшие уже закрытому аббатству Сан-Мартино-аль-Чимино, и соответствующие здания разрушенного монастырского комплекса, а также титул принцессы Сан-Мартино-аль-Чимино и феодальной владелицы Монтекальвелло, Гротте-Санто-Стефано и Валлебона.

Олимпия Майдалкини в молодости
Олимпия Майдалкини в молодости

Хорошо известна была ее безмерная жадность к деньгам. Рассказывают, что во время праздников в Риме, когда было традицией среди богатых выбрасывать на улицу свечи, служившие для освещения окон, чтобы бедняки могли ими воспользоваться, Олимпия заставляла своих слуг одеваться оборванцами, чтобы собирать воск свечей и не тратить его впустую.

Также ходили слухи, что Донна Олимпия покровительствовала сомнительному кругу проституции, из которого, разумеется, извлекала деньги, но не только; таким образом она была в курсе неприглядных секретов патрициев и прелатов, еще больше увеличивая свою власть и престиж.

Народное мнение и сатира

Такая заметная фигура, конечно, не могла избежать сатирических выпадов Пасквино, "говорящего голоса" Рима, который с обычным остроумием посвятил ей несколько ставших знаменитыми "пасквинад":

"Кто говорит женщина, говорит вред, кто говорит баба, говорит беда, кто говорит Олимпия Майдалкина, говорит женщина, вред и разорение".

Второй муж Олимпии Майдалкини, брат Папы Римского Иннокентия X
Второй муж Олимпии Майдалкини, брат Папы Римского Иннокентия X

Именно Пасквино дал ей прозвище "Пимпачча", исказив на римском диалекте название очень известной в 1600-х годах комедии "Пимпа", главная героиня которой была, как и донна Олимпия, деспотичной и хитрой, самонадеянной и беспринципной. С того момента это прозвище прилипло к ней как вторая кожа, сопровождая ее в вечность.

Олимпия Майдалкини
Олимпия Майдалкини

Другие знаменитые "пасквинады" включали: "Olim pia, nunc impia", то есть игра слов на латыни, "Когда-то благочестивая, теперь нечестивая"; или еще, в диалоге между Пасквино и Марфорио, другой известной говорящей статуей, где первый спрашивал, как найти дверь Донны Олимпии, а второй отвечал: "Кто приносит, находит дверь, кто не приносит, не находит двери", или "О, Пасквино, ты из Ватикана? – Да – Ты видел Папу? – Нет, это было бесполезно! Я видел синьору Олимпию".

Закат влияния и изгнание

Когда 7 января 1655 года Иннокентий X умер, рассказывают, что Донна Олимпия вынесла из его комнаты два ящика, полных золота, и тем, кто просил ее участвовать в расходах на похороны, она отвечала: "Что может сделать бедная вдова?" Так, из-за скупости родственников, тело понтифика временно осталось без погребения, и только благодаря щедрости его мажордома Скотти, который заказал простой гроб, и каноника Сеньи, который вмешался финансово, чтобы оплатить расходы, Иннокентий X смог быть похоронен в церкви Сант-Аньезе.

Плита над погребением Олимпии Майдалкини
Плита над погребением Олимпии Майдалкини

На следующем конклаве Донна Олимпия тешила себя иллюзией, что все еще может сыграть решающую роль в выборах понтифика, в том числе благодаря своему союзу с Барберини, но вместо этого ей пришлось беспомощно наблюдать за избранием старого противника, государственного секретаря Фабио Киджи, который стал папой 7 апреля 1655 года под именем Александр VII.

Дворец в  Сан-Мартино-аль-Чимино, где умерла Донна Олимпия, стоит до сих пор
Дворец в Сан-Мартино-аль-Чимино, где умерла Донна Олимпия, стоит до сих пор

Новый понтифик приговорил Олимпию к изгнанию из Рима: сначала она удалилась в Орвието, а затем переехала в свои владения в Витербо и Сан-Мартино-аль-Чимино, где умерла 26 сентября 1657 года, возможно, от чумы.

Наследие и легенда

Донна Олимпия была одной из главных фигур истории Рима XVII века: женщина власти, следовательно, человек, уже изначально не любимый за свою роль, но также упрямая, волевая женщина, способная навязать себя в мире, населенном исключительно мужскими фигурами.

Согласно народной традиции, "Пимпачча" продолжала бесчинствовать и после смерти, оживляя Рим своими ночными набегами. Легенда гласит, что 7 января, в годовщину смерти Иннокентия X, или в ночи полнолуния, призрак Донны Олимпии появляется возле виллы Памфили на своей карете, полной золота и запряженной четверкой коней, оставляя за собой огненный след и бесчинствуя на улицах Рима. Согласно легенде, после пересечения моста Систо она исчезает в Тибре, где дьяволы каждый раз приходят забрать ее, чтобы вернуть в ад.

-12

С течением времени ее фигура стала синонимом жадности и жажды власти; ей приписывали всевозможные злодеяния, которые, очевидно, были раздуты, демонизируя ее историческую фигуру далеко за пределами реального масштаба личности. Как говорится: "Если в кране нет воды....."