Найти тему

Коррекция агрессивного поведения детей: картотека упражнений

Оглавление

Цель нашего внимания сегодня - коррекция агрессивного поведения детей. Делюсь полезной картотекой, которую я составила для работы с агрессивным поведением у ребенка.

Сегодня с психологом Кирой Рустик обсуждается коррекция агрессивного поведения детей. Делюсь полезной картотекой игр и упражнений, цель которых коррекция агрессивного поведения детей.

Коррекция агрессивного поведения детей

-2

Картотека игр и упражнений, направленных на коррекцию поведения агрессивного ребенка.

По Зиновьевой Д.М. “Психоаналитический взгляд на нарушения поведения детей и подростков”

Важные принципы игровой терапии.
Внимание психолога сосредотачивается на сиюминутном, живом переживании:
— личность важнее проблемы;
— настоящее важнее будущего;
— чувства важнее мыслей и поступков;
— понимание важнее объяснения;
— стремления ребенка важнее инструкций терапевта;
— мудрость ребенка важнее знания терапевта.

Когда психокоррекционный процесс действительно центрирован на ребенке, Я‑концепция ребенка и его восприятие других людей начинает меньше зависеть от установок окружающих, что позволяет ребенку обрести веру в свои силы и способность управлять собой. Научившись “владеть” собственными чувствами и поступками, ребенок ощущает себя более сильным и гибким. [1]

Точки уязвимости детей

Анализируя точки уязвимости детей, их симптоматику, которая объяснялась отсутствием взрослого участия отсутствии в раннем детстве, агрессией непониманием взрослых,многочисленными душевными травмами, мы предварительно решили, что наличие хотя бы кратковременного опыта внимательного отношения взрослого, опыта того, как другие люди интересуются им, интересуются его мыслями и действиями, чувствами и телесными ощущениями, будет символическим удовлетворением незатухшей потребности в «позитивном детстве».

Если исключить здесь проблему социального запроса на психокоррекцию девиантов, проблему экономических возможностей государства, то любой здравомыслящий человек скажет о крайней необходимости такой работы.

Масштабы трудного детства детей

Нынешние масштабы трудного детства, девиантности и делинквентности превосходят масштабы послереволюционные и послевоенные. И именно в детстве за счет пластичности психики ребенка имеются возможности восстановления, оптимизации психического развития ребенка (Выготский, 2003).

Какими же должны быть методологические принципы психологической коррекции, если руководствоваться тем диагностическим и теоретико-аналитическим материалом, приведенным нами выше.

Мы полагаем, что ключевыми идеями должны быть следующие тезисы:

  1. Необходимо воссоздание символического (игрового) возврата в «детский рай», в нарциссически-симбиотическую гармонию удовлетворение архаических потребностей, оральное успокоение.
  2. При длительной терапии необходимо символическое воссоздание эпигенетического позитивного решения конфликтов психосексуального развития и удовлетворение архаических потребностей каждой стадии.
  3. Моделирование психологических условий для спонтанной регрессии в целях устранения основного нарушения, связанного «с ранним отказом в заботе со стороны окружающего мира» (М.Балинт).
  4. Психолог принимает на себя роль заботящегося первичного объекта – «целительная сила объектных отношений» (М.Балинт).
  5. Цель регрессивного возврата – укрепление личности на более прочной основе. Идея регрессивного переживания и травм характерна для юнгианского анализа, Кататимно-имагинативной психотерапии Х.Лейнера [32. C. 246–270].
  6. Удовлетворение архаических потребностей и позитивное символическое решение ранних конфликтов и позволяет откорректировать, восстановить базальные архетипы – придать им здоровое содержание, обеспечивающее эффективность.
  7. Психолог актуализирует архетипическую «Хорошую мать» или реконструирует «хороший объект».
    Совмещение некоторых моделей развития с символическими техниками коррекции (таблица 1):

По Истратовой О.Н. “Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники”

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения.

Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию.

Коррекция агрессивного поведения у детей: агрессия и конфликтность

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

  • привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко*1 лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»); • защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
  • стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
  • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Для того, чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка, в противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

На что должны быть направлены упражнения

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности. а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

  • комкать и рвать бумагу;
  • бить подушку или боксерскую грушу;
  • топать ногами;
  • громко кричать, используя «стаканчик* для криков или «трубу*, сделанную из ватмана;
  • пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси*, «Спрайта* и т. п.);
  • написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
  • втирать пластилин в картонку или бумагу;
  • использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрессивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА, ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ

Цель: отреагирование гнева. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Возраст: любой.
Ход игры:
1. Попросите детей встать в произ‑1 вольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызыва‑1 ет у них наибольшее чувство гнева.
2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.
3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства. Практикум по детской психокоррекции.
4. Обсудите с детьми:
• легко ли было выполнить упражнение;
• в чем они испытывали затруднение;
• что они чувствовали во время выполнения упражнения;
• изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

Цель: отреагирование гнева.
Форма игры: групповая.
Возраст: любой.
Ход игры: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: «У‑у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: «Молодцы! Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
БОКС
Цель: развитие саморегуляции, высвобождение накопившейся энергии.
Форма игры: индивидуальная.
Возраст: 5–7 лет.
Материал: необходимо заранее приготовить экипировку: боксерские перчатки (можно сделать из старых варежек, а из подушки — боксерскую грушу).
Ход игры: Ребенку нужно объяснить, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались, отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем дать команду о начале «тренировки*. В ней необходимо чередовать периоды напряжения и расслабления. Ребенок в течение 4–5 минут «боксирует*, а затем 5 минут отдыхает, расслабляется.

ЩИТ И МЕЧ

Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения.
Форма игры: групповая.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: Психолог держит щит, дети бьют об него мечами. Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности I I У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

СНЕЖНАЯ БАБА

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4–8 лет.
Ход игры: Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает. Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее 1 элова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала нага баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище. Ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее согреть. Стало солнышко припекать, и начала начала баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы приседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги ; мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекшуюся по земле». Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.

Практикум по детской психокоррекции

Ниже приведен пример практикума по детской психокоррекции с набором упражнений, цель которых коррекция агрессивного поведения у детей.

АПЕЛЬСИН (ИЛИ ЛИМОН)

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности
Форма игры: групповая.
Возраст: 4 ‑8 лет.
Ход игры: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него coк (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8–10 секунд). «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И т, же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

СДВИНЬ КАМЕНЬ

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Форма игры: групповая. Возраст: 4 ‑8 лет. Ход игры: Дети лежат на спине. Попросите и> представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8–12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

ЧЕРЕПАХА

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4–8 лет.
Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5- 10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5–10 секунд).

РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4–8 лет.
Ход игры: Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса (1–4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется). Продолжительность упражнения 1–2 минуты. В конце упражнения попросите детей открыть I глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

МАЛЬЧИК (ДЕВОЧКА) — НАОБОРОТ*

Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм. Форма игры: групповая. Возраст: 5–10 лет. Ход игры: Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так, как все.
БАБА-ЯГА Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга. Форма игры: групповая. Возраст: 5–10 лет. Ход игры: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Психолог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2–3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2–3 сценки.)
По Кэдьюсону Х., Шеферу Ч. “Практикум по игровой психотерапии. Практикум по игровой психотерапии”:
Перечислим техники художественной экспрессии, основанные на использовании различных изобразительных материалов и помогающие детям справиться с последствиями психической травмы и эмоциональными нарушениями.
Техники художественной экспрессии (таблица 2):

Список использованных источников:

  1. Зиновьева Д.М. Психоаналитический взгляд на нарушения поведения детей и подростков: учебно-методическое пособие / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010.
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  3. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001.

Читай также: