О дружбе с лидером гр. СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ вспоминает Борис Гришин (Рудкин), один из основателей СЕ, журналист, видеооператор.
Из видеоинтервью "Машбюро":
– Музыкой мы с Борисом совершенно не интересовались до очень позднего времени. Я что-то слушал, а Боря вообще не проявлял интерес. Долгое время прослушивание музыки, как и спортивные занятия, было для него чем-то обыденным, чем занимаются все дети во дворе – играют в футбол, слушают песенки. Усов даже шутил по этому поводу. Но где-то в классе восьмом-девятом он подсел на Битлз и Высоцкого – как раз пошла перестройка.
Борис притащил кучу кассет (это был невероятный дефицит, но родительские связи позволяли их достать). Среди кассет встречались записи квартирников Высоцкого и всякий крутняк. Позже, когда мы уже окончили школу, появился фильм «Асса», знаменитая музыкальная передача с Гребенщиковым.
Помню один очень смешной момент, когда после «Ассы» мы ехали втроем: я, Усов и Пухов. И тут Игорь поддевает Борю такой фразой: «Вот ты говоришь, что Гребенщиков – твой любимый композитор?». Он отвечает: «Да!» – Пухов продолжает: «Ты говоришь, что твоя любимая песня любимого композитора – это «Город Золотой»?». Усов отвечает: «Да!». На что Пухов говорит: «Но ведь это музыка не Гребенщикова!». Это было очень смешно.
Впрочем, я и сам «Аквариум» слушал. В армии любил звонить родителям и просил маму по окончании нашей беседы, чтобы она дома ставила пластинку на песне «Звезда Аделаида» Гребенщикова. Я же в это время шёл назад в свою часть, и песня звучала у меня в голове… Такой вот я был.
Борис писал мне в армию письма, но, к сожалению, они не сохранились. Усов в подробностях описывал мне всю свою жизнь, как он готовился к экзаменам. История про репетиторшу-диссидентку, скорее всего, в письме была описана.
И вдруг я получаю письмо от Усова, где он пишет: «ЗАБУДЬ ЭТО ВСЕ! Я был на концерте, увидел Егора Летова, Ника Рок-н-Ролла, Янку Дягилеву». Когда я читал его письмо, не мог понять, кто они такие и как это всё может быть. Я не стал ему писать опровержение, просто принял к сведению.
Демобилизовавшись, первым делом после встречи с родителями и бабушкой побежал встречаться с Усовым. И тут он дает мне кассету. На одной стороне был записан «Полночный пастырь» Ника Рок-н-Ролла, гр. ЛОЛИТА, а на другой – какая-то акустика Летова. Он мне две кассеты дал тогда. Я прослушал, мне понравилось, зацепило. Никакого восторга не было, но показалось очень необычным. Ник Рок-н-Ролл с одной стороны – круто, а с другой – у него было столько мата, насилие...
На следующий день Борис звонит и спрашивает: «Ну что, ты в шоке?». Я говорю: «Да ладно, с чего бы я прям должен быть в шоке?». В то же время про себя понимаю, что вообще-то, наверное, да! Ну, и вот. После этого всё началось.