Невротик навязчивости не сильно преуспел в отношениях с собственным желанием.
Для предотвращения крушения собственного желания, ему нужен Другой.
Этот Другой помогает НН занять определенную позицию.
Такой Другой, который не имеет отношение к половому влечению (по Фрейду), но просто является куклой, марионеткой фантазма ($<> a). Где а - это фантазматический фаллос, с которым устанавливаются воображаемые отношения.
Фантазм - это воображаемые отношения, служащие поддержкой желанию, чтобы оно не потерпело крах.
Фантазм - воображаемая идентификация субъекта (у истерички с желающим, а в навязчивости - его отношения с объектом желания).
Поддержка желания через фантазм является куда более сомнительной и опасной, чем у истерика (по Лакану). Почему? Потому что он все время норовит этого Другого убить.
И попытка присвоить себе фантазматический фаллос (а)- работает неверно, потому что переводит нас на уровень требования.
Фаллос, конечно же, волнует невротика навязчивости, но вопрос его в том, есть ли фаллос у Другого?
Вопрос кастрации для него, таким образом, это вопрос кастрации Другого.
Фаллос - это объект символической операции. И тот вопрос, которым НН задается относительно фаллоса и составляет для него проблему.
Проблема эта в сущности сводится к тому, примет или не примет невротик навязчивости комплекс кастрации в той означающей функции, без которой комплекс этот осуществиться не может.
Необходимо перейти через кастрацию от воображаемой идентификации с фаллосом к символической идентификации не имеющего фаллос.
Невротик путает природу кастрации, он полагает, что она угрожает его бытию фаллосом, и думает, что другой тоже фаллос, т.е. воображаемый.
То есть весь конфликт невротика с Другим находится в его воображении.
А принять нужно символический характер кастрации, что кастрирован Другой как язык. Что в языке нет полноты. Закон языка - у Другого чего-то нет.
Если кастрацию переозначить и понять как закон обладания или не обладания, тогда, видя этот закон в Другом (подчиненного закону), меняется смысл ущерба и угрозы.
Это не тотальное падение (или велИк как фаллос или ничтожен).
Когда происходит понимание, что кастрирован Другой - приняв, что Другой - это язык. А не то, что навязчивый думает про себя в воображаемом.
Неполнота его нарциссического образа становится не такой травматичной.
Постепенно вводя Другого в рассказанные невротиком истории, можно помочь ему начать Его замечать, а не только возится с объектами (Другой - непредсказуемый кастрированный субъект).
И в какой-то момент своего анализа, навязчивый может обнаружить, что самое важное в жизни случилось ни за чем...
Автор: Анисимова Валентина
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru