Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Писал Александр Пушкин в 1830 году. Для Пушкина это было не иносказание, в этом же стихотворении он продолжал:
Животворящие святыни!
Земля была б без них мертва,
Без них наш отчий край - пустыня
Душа - алтарь без божества.
Значит нет ничего необычного в том, чтобы писать о захоронениях. Особенно о людях известных, серьезно повлиявших на развитие культуры. Благодарные современники старались увековечить память об ушедших кумирах. Часто такие надгробия сами являются произведениями искусства.
В XX веке в Екатеринбурге (Свердловске) активно избавлялись от кладбищ, безжалостно снося надгробия. Из дореволюционных памятников известным людям остались считанные единицы. В основном они расположены на территории двух некрополей: Михайловского и Ивановского.
Ивановское кладбище, которое появилось еще в первой половине XIX века, сначала не имело сколь-нибудь значимого статуса. Но в советское время ситуация изменилась. Особенно после того, как здесь был похоронен Павел Бажов.
Надгробие Павла Петровича Бажова (1879 - 1950)
Это был настоящий народный герой. Свой, своими руками сделавший свою жизнь и себя, давший Уралу собственный язык и героев. Признанный властью - первый уралец, получивший Государственную (Сталинскую) премию в области литературы. Депутат Верховного Совета. При этом скромный человек, старавшийся помогать тем, кто к нему обращался.
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – великий уральский сказочник, писатель, журналист
Родился 27 января 1879 г. в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Поступил в Екатеринбургское духовное училище, а затем в Пермскую семинарию, которую окончил в 1899 г.
В течение полутора десятилетий (до 1917 г.) он преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове.
Во время Гражданской войны воевал на стороне красных.
По окончании военных действий Бажов обратился к журналистике.
В 20-х гг. его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях.
В 1924 г. вышла первая книга писателя — «Уральские были».
Главное произведение Бажова, сделавшее его классиком русской литературы, — «Малахитовая шкатулка» — увидело свет лишь в год 60-летия автора. Первый сборник под этим названием (1939 г.) объединил 14 сказов; в дальнейшем «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми произведениями (последние прижизненные издания содержали около 40 сказов).
В 1943 г. книга получила Сталинскую премию, а после войны Бажов стал депутатом Верховного Совета СССР.
Умер 3 декабря 1950 г. в Москве. Похоронить его решили в Свердловске, на возвышенности в южной части Ивановского кладбища.
Временный памятник через пять лет заменили на большой гранитный монумент работы скульптора Александры Степановой.
О том, что на могиле должен быть достойный монумент, задумались сразу же. Был объявлен конкурс. В нем участвовал скульптор Эрнст Неизвестный. Он в то время еще только начинал самостоятельную работу. Его мать Белла Дижур была близко знакома с Павлом Бажовым, он принимал ее в Союз писателей и ободрял во время гонений на евреев. Не удивительно, что её сын, к тому же амбициозный, решил выполнить конкурсную работу.
Еще до решения жюри конкурса домой к Белле Абрамовне пришла Валентина Александровна Бажова с младшей дочерью Ариадной. По словам Беллы Абрамовны, посмотрев скульптуру, Валентина Александровна сказала, что у Павла Петровича «никогда не было такой худенькой спины». По словам Беллы Дижур жюри признало скульптуру, выполненную ее сыном Эрнстом Неизвестным, лучшей среди представленных работ. Помня, однако, замечание Валентины Александровны, Неизвестный не решился продвигать свой проект. И статуэтка долго стояла в Художественном фонде в Свердловске. До конца жизни Эрнст Неизвестный был уверен, что скульптор Александра Степанова взяла за основу именно его проект. Но поработать с надгробием, да и еще и в непосредственной близости от гранитной фигуры Бажова, ему всё же довелось.
В 1961 году на могиле Павла Бажова был установлен пятиметровый гранитный памятник.
Надгробие Иосифа Исааковича Ликстанова (1900 - 1955)
Если биографию Бажова можно и не переписывать, то пояснить, кем был Иосиф Ликстанов стоит. Иосиф Ликстанов — второй в Свердловске писатель, получивший Государственную (Сталинскую премию) за повесть "Малышок". Речь в ней шла о подростках, которые работают в годы войны на заводе, переживают взросление, влюбленность, проживают обычную жизнь, делают большое дело.
Родился Ликстанов на Украине. Во время и после Гражданской войны был журналистом.
С 1920 по 1930 работал в газетах Мариуполя, Одессы, Севастополя, Ленинграда. Печататься начал в 1927 году (под псевдонимом Кожан).
В 1930 году Ликстанов переехал в Свердловск. 18 лет проработал в газете «Уральский рабочий» в отделе информации.
В Севастополе Ликстанов женился, создал семью, вместе с любимой женой Лидией Александровной (1902-1980) растил единственного сына Бориса. Осенью 1941 года комсомолец Борис Ликстанов, только что окончивший 10 классов, был призван на фронт. Погиб в 1942 году в возрасте 19 лет. Для И.И. Ликстанова и его жены это была невосполнимая утрата.
В 1946 году И.И. Ликстанова приняли в Союз писателей СССР.
В 1947 году вышла в свет новая повесть писателя — «Малышок». С 1947 по 1975 годы только в СССР эта повесть была переиздана 45 раз общим тиражом 1 545 430 экземпляров. Последнее издание «Малышка» состоялось в 1984 году. В начале 1950-х спектакль «Малышок» был поставлен на сцене Свердловского ТЮЗа.
Государственную премию Иосиф Исаакович Ликстанов получил в 1947 году, а с 1949 года начались гонения на евреев и Ликстанов попал в опалу. Стал много пить (об этом упоминает в воспоминаниях Белла Дижур). Подорвал здоровье. Скоропостижно скончался 11 сентября 1955 года и был похоронен на Ивановском кладбище Свердловска, недалеко от Павла Петровича Бажова.
Надгробие выполнил скульптор Эрнст Неизвестный. В воспоминаниях он писал:
С семьёй Ликстанова мои родители дружили с момента его переезда в Свердловск. Он так же, как и моя мать, проходил в конце 1940-х годов как космополит. И когда семья писателя заказала мне — молодому скульптору — памятник, я с большим энтузиазмом взялся за эту работу
Памятник был выполнен из богатых для того времени материалов - черного гранита, скамья из лабрадорита, окружала памятник массивная художественная чугунная ограда.
В 1986 году памятник Иосифу Ликстанову был признан объектом культурного наследия. К сожалению, в конце XX века надгробие пострадало. У лица на памятнике был отбит кончик носа, украдена цепь от ограды, разбита и утрачена скамейка.
Надгробия Сергея Дыбчо (1895 - 1952) и Веры Соколовой (1896 - 1942)
На центральной аллее Ивановского кладбища находится несколько захоронений известных деятелей культуры. Среди них лауреата Государственной (Сталинской премии) Сергея Дыбчо и Веры Соколовой — Заслуженной артистки РСФСР, служившей в МХАТе им. Горького, первой исполнительницы роли Елены Тальберг в "Днях Турбиных” Михаила Булгакова.
Сергей Дыбчо родился в Одессе, учился в Коммерческом училище вместе с Леонидом Утёсовым. Закончил школу сценического искусства. Выдающийся комик советского театра. Приехал в Свердловск в 1933 году, чтобы работать в создаваемом театре Музыкальной комедии. Стал ведущим артистом и проработал в Музкомедии до конца жизни.
Публика обожала Сергея Дыбчо. Очевидцы рассказывают, как только он выходил на сцену, зал начинал аплодировать, овации не смолкали по нескольку минут. В 1946 году, впервые в истории СССР, артисты легкого жанра (оперетты) были отмечены Государственной премией. Это была постановка Свердловской музкомедии "Табачный капитан", и в числе награжденных был артист Сергей Дыбчо.
В 1943 году он снялся в первом фильме Свердловской киностудии «Сильва» в роли князя Воляпюка. Фильм пользовался популярностью во всей Восточной Европе, а также получил признание у венгерского композитора Кальмана, который специально приезжал смотреть картину в Берлин после войны.
У артиста не было детей. Когда он умер об установке памятника позаботились жена и театр. Памятник по тем временам был роскошный. Автора горельефа, к сожалению, пока не удалось установить.
Артистка МХАТ им. Горького Вера Соколова оказалась в Свердловске во время эвакуации. Театр сначала попал в Саратов, потом в Свердловск. Находился он здесь относительно недолго, но к моменту реэвакуации, Вера Соколова была тяжела больна и вскоре умерла. Похоронена на Ивановском кладбище. На её могиле стоит гранитная пирамидка, которая была поставлена коллегами по театру. Об этом свидетельствует надпись: "от МХАТ СССР им. Горького".
На странице МХТ им. Чехова о Вере Соколовой пишут:
"Одна из плеяды Художественного театра второго поколения. В Школу драматического искусства была принята в сезоне 1915/16 г.
В спектаклях МХТ участвовала с 1916 г. (первая роль — Молоко в "Синей птице"). Славу принесла ей Елена Тальберг (“Дни Турбиных”,1926). Она оставалась непревзойденной исполнительницей этой роли, отличавшейся у нее особым изяществом, тонкостью сценического рисунка и необыкновенным женственным обаянием. М. А. Булгаков ставил ее едва ли не на первое место среди любимых им “турбинцев”.
Однако актерская судьба Соколовой не складывалась соответственно ее творческим возможностям. В ее послужном списке 19 работ. Ни в чем не уступая по дарованию Тарасовой или Андровской, она сыграла всего несколько “премьерных” ролей. В старых спектаклях МХАТ наиболее успешной была ее Раневская в “Вишневом саде” Чехова. Ее талант явно недооценивал Немирович-Данченко, который однажды публично назвал ее (всего только!) “бриллиантиком”, в то время как это был, скорее, бриллиант чистой воды и множества граней.
М. О. Кнебель, приготовившая с нею роль Забелиной в “Кремлевских курантах” (1942), начинает свои воспоминания о ней с “ее голубых, лучистых глаз, полных какой-то необыкновенной детской радостью жизни”. И продолжает: “В процессе работы в ней не было ни капли рассудочности, она тратила себя, не жалея. Легко возбудимая фантазия заставляла ее находить бесконечное количество вариантов, — как она любила шутя говорить: “вероянтов”, — одного и того же куска. Она щедро отбрасывала уже найденное и продолжала неутомимо искать новое”.
Напишите, хотели бы видеть больше подобных материалов? Или эта тема вам не интересна?
Познакомьтесь с другими материалами канала Культура Урала по этой теме и не забудьте подписаться.
Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.