Найти тему
Китайская Угроза

Кто «выигрывает» на экономическом поле СВО. Часть 3

За 2,5 года в силу санкций изменился и наш внутренний рынок, и главные игроки на этом рынке получили больше клиентского внимания и денег. Так, например, из-за того, что у россиян нет возможности оплачивать иностранные сервисы и заказывать оттуда товары, весь этот потребительский спрос перешел к местным игрокам.

Онлайн-сервисы

В части онлайн-торговли сильный рост получили Wildberries и Ozon. Так, например, акции Ozon с февраля 2022 года выросли на 135%, а выручка с конца 2021 года увеличилась на 270%, исходя из результатов группы за первое полугодие 2024 года.

Борьбу за внимание и рынок рекламы на себя взяли российские игроки, в частности вместо Netflix россиянам предложили Wink от Ростелекома, Okko от Сбера, Кинопоиск от Яндекса или KION от МТС. Так, например, за первое полугодие 2024 года онлайн-кинотеатр Wink показал выручку в 13,2 млрд рублей, что больше результатов на конец 2021 года на 6 млрд рублей, или на 54%.

Однако, у Wink эти результаты лучше уже на дистанции полугодия, и корректно будет эти результаты сравнить в конце года. По другим конкурентам сложнее вычленить результаты, но Wink занимает второе место в России по объему пользователей сервиса в этом сегменте.

Финансовый сектор

Если говорить про Сбер в целом, то в 2023 году структура заработала исторические доходы и выплатила исторические дивиденды. Да, банковский сектор чувствовал себя хорошо на фоне плохого 2022 года, однако Сбер сам по себе как половина рынка по объемам и извлекает наибольшую выгоду.

В Россию вернулось много капитала, а также теперь этот капитал трудно выводить из страны, так что кому-то эти деньги нужно хранить, инвестировать и извлекать выгоду. На конец 2021 года чистая прибыль составила 1,2 трлн рублей, а кредитный портфель достиг отметки 28,6 трлн рублей. По итогам 2023 года чистая прибыль составила 1,5 трлн рублей (+25%), а кредитный портфель составил 37,5 трлн рублей (+23%).

У кого точно дела пошли в гору и это уже заметно по отчетности, так это у Мосбиржи. Несмотря на санкции, финансовое положение бизнеса и конкурентная среда только улучшились.

Самый большой конкурент — СПБ-Биржа в кризисе, а из-за высокой ключевой ставки все больше компаний хотят размещать акции и облигации на московской площадке. В итоге выручка выросла с 54,9 млрд рублей в 2021 году до 104,7 млрд рублей (+92%) на конец 2023 года.

Однако, мы не только берем кредиты, потребляем сериалы и платим за это деньги, мы еще и одеваемся, кушаем и зависаем в социальных сетях.

Медиа

По сегменту зрелищ и рекламы еще одним выгодоприобретателем является VK Group. Иностранные соцсети, а также YouTube становятся с каждым днем все труднодоступнее, и соцсеть ВК становится комфортной альтернативой иностранным площадкам.

Добавьте сюда еще и тот факт, что площадка стала местом для просмотра нелегального контента без особой модерации, и вот вам самый мощный магнит зрительского внимания и лучшая площадка для продажи рекламы. Однако, на финансовых результатах это еще не успело отразиться в силу неудачных решений менеджмента компании, но нет никаких сомнений, что дела у компании сейчас только пойдут в гору.

Розница

Если говорить про сегмент одежды, то одним из явных бенефициаров текущего состояния рынка является Henderson. Так, бренд одежды на конец 2021 года имел выручку 9,5 млрд рублей, но к концу 2023 года этот показатель вырос на 76% до 16,8 млрд. При этом бренд не расширил свои торговые площади за этот промежуток времени.

Ну и наконец, пища, без которой мы не можем. В сегменте фудретейла все тоже неплохо за последние 2,5 года. Так, например, у самого крупного игрока рынка X5 (Пятерочка, Перекресток) акции компании выросли на 135% с февраля 2022 года, а выручка выросла с 2,2 трлн рублей до 3,1 трлн рублей (+41%) на конец 2023 года.

Могли ли эти компании показать подобный перформанс в других условиях? Мы никогда не узнаем. Но тот факт, что дела у этих компаний стали лучше после февраля 2022 года, виден как на динамике акций, так и по динамике финансовых результатов.